Споры вокруг «Горя от ума» не прекращаются с момента первой его публикации в 1824 году в драматургическом альманахе «Русская Талия». Вот уже почти два столетия непостижима некая тайна, скрытая в гениальном сочинении А.С. Грибоедова и привлекающая к себе внимание не только зрителей с читателями, но и критиков, учёных, драматургов.

 Совершенно оригинальную трактовку классического произведения русской литературы представили на малой сцене актеры «Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова» в рамках театрального урока, который посетили ученики и учителя Православной гимназии 11 января 2017 г. Формат театрального урока – новый интересный подход к изучению произведений, давно и прочно вошедших в школьную учебную программу по литературе, предложенный режиссёрами и актерами Русского драматического театра. Особенность  театрального урока заключается в том, что на сцене не только обретают реальность художественные образы и герои, часто и не предназначавшиеся автором для подобного сценического  восприятия (например, как главная героиня одноименной повести И.С. Тургенева «Муму»), но и предоставляется возможность интерпретировать основные проблемы и темы произведения. Таким образом, за 50 минут урока  читатель-зритель глубоко погружается в художественный мир литературного произведения, видит живое действо, дающее возможность сопереживать героям, через эмоции воспринимать произведение, и в то же время анализировать характеры и поступки героев, раскрывать и постигать новые смыслы содержания.

 Изучение драматургического произведения, да еще и созданного по канонам классицизма, всегда представляет определенную трудность для современных школьников. Поэтому возможность познакомиться с театральной постановкой отрывков из пьесы «Горе от ума» стала настоящим подарком.

 Формат театрального урока, строго ограниченного во времени, конечно, не предполагал постановку бессмертного произведения А.С. Грибоедова, режиссерский замысел ограничился только ключевыми сценами: приездом А.Чацкого в Москву и его первой встречей с Софьей в доме Фамусова, разговором Фамусова и Чацкого, проливающим свет на разницу их жизненных позиций, и финальной сценой отъезда А. Чацкого. Интересной находкой стала попытка актеров интерпретировать происходящее театральное действо по мере его развертывания, из роли Чацкого, Молчалина, Фамусова, Лизы и Софьи актеры превращались в обычных людей, которые тоже когда-то читали комедию «Горе от ума» на уроках литературы, и делились со зрителями своим личным опытом прочтения и изучения этого произведения.

 Общая сюжетная линия комедии проста и всем хорошо известна. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной – Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Павла Афанасьевича Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник – молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца, Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

 В отечественном литературоведении критическому анализу пьесы «Горе от ума» посвящена не одна сотня научных статей и монографий. Большинство литературоведческих исследований основного смысла конфликта произведения в советском литературоведении сводились к интерпретации слов В.Г. Белинского,  определившего идею трагикомедии как протест свободной личности против «гнусной российской действительности».

 В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

 Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

 Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

 Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

 Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

 Парадокс пьесы «Горе от ума» заключается в том, что с момента ее написания в 1824 г. до момента ее первого сценического представления в 1831 г. глубокой пропастью, расколовшей общество, легло 14 декабря 1825 г. Долгий путь пьесы к зрителям и читателям – полный ее текст увидел свет почти полвека спустя после создания – принес ей своеобразную пользу. Герои Грибоедова стали восприниматься как абстрактные фигуры, превратились в типы, почти в «вечные» образы: Чацкий стал символом молодого бунтаря, Скалозуб – тупого служаки, Молчалин – тихони, лезущего в люди, Лиза – влюбленной барышни, Фамусов - ретрограда и так далее. Каждое поколение по-своему воспринимало  бунт Чацкого или низость Молчалина, но общее отношение к ним как к бессмертным типам от этого не менялось.

 Тем и интересна была попытка отказаться от традиционной трактовки пьесы «Горе от ума», представленная в рамках театрального урока.

 Первая сцена, представленная почти полностью, происходит в доме Фамусова, классическом московском особняке, точнее, в гостиной его дочери Софьи. Свесившись с кресла, около двери в спальню Софьи спит служанка Лизанька, она просыпается и в ужасе сознает, что уже утро. Служанка стучит в комнату Софьи, которая на самом деле вряд ли была ее личной спальней, а представляла собой, скорее, небольшой кабинет, где принимали парикмахера, врача, близких родственников, учителя музыки (Софья музицирует с Молчалиным, причем в ремарке автор отмечет «слышно фортепьяно с флейтою»). Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов без всякого волнения замечает:

То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано??..

Он взорвался бы от ярости и снес дверь, если бы предположил, что в комнате дочери играет не она, а кото-то другой. Однако он не удивлен – значит, Софья хоть немного умеет играть на флейте. Эта деталь как нельзя ярче характеризует характер Софьи. Флейта – чисто мужской музыкальный инструмент, барышень В России начала XIX в. не учили играть на флейте, как юношей не учили играть на арфе. Сам Грибоедов научился играть на арфе вслед за сестрой, но у Софьи нет братьев, значит она сама должна была потребовать этот инструмент и учителя. Возможно, это простой каприз. Рано лишившаяся матери и гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, она привыкла быть хозяйкой дома и всегда добиваться желаемого. При таком воспитании Софья могла вырасти либо капризной модницей, либо сильной, самостоятельной натурой. Грибоедов выбрал второй вариант, как редкий, но в то же время характерный для нового поколения женщин.

 Чтобы привлечь внимание влюбленных, Лиза встает на стул и передвигает стрелки часов, которые начинают бить и играть. Лиза выглядит взволнованной, она быстрая, находчивая, стремится найти выход из сложной ситуации. Фамусов в домашнем халате, крадучись, подходит к Лизе и заигрывает с ней. Он удивлен поведением горничной, которая, с одной стороны, заводит часы, громко говорит, а, с другой стороны, предупреждает, что Софья спит. Фамусов явно не хочет, чтобы Софья знала о его присутствии в гостиной, заигрывания с горничной подрывают его авторитет в глазах дочери, об этом он ни на минуту не забывает.

 Образ Молчалина обычно не вызывает вопросов. Однако, используя прием «два в одном» режиссер привлекает к нему особое внимание зрителей: если актер в котелке и с тростью – он Чацкий, а если без этих атрибутов – он Молчалин. На протяжении всего театрализованного действия зритель теперь должен не только пристально следить за репликами героев, но и за метаморфозами их внешнего облика.

 Так кто же такой Молчалин? Мелкий подхалим, готовый гладить чужую «моську» ради карьеры, связей и денег? Ловкий молодой человек, прекрасно разбирающийся в законах и умеющий составить любую деловую бумагу, втирающийся в доверие к своему патрону? Юноша без денег и связей, ищущий богатую невесту, способную обеспечить ему более или менее приличное положение в обществе?

 Биография Молчалина легко вырисовывается, но Грибоедов растянул ее на целую пьесу, чтобы интерес зрителей к бедной фигуре секретаря не угас совершенно до конца действия. Молчалин родился в Твери, ничего не унаследовал от отца, зато показал себя «деловым» человеком, тонко разбирающемся в искусстве служебной переписки, что в те времена было довольно сложным делом (правительство выпускало специальные пособия по оформлению документов, люди вроде Фамусова не желали вникать в эти учебники, а держали личных секретарей). Молчалин состоит секретарём в департаменте Фамусова, при этом «числится  по архивам», то есть служит без жалования, а работает у Фамусова, так разрешалось делать, если на месте реальной службы не было вакансий. Молчалин живет в доме Фамусова, оказывает хозяевам любым услуги, но зато представляется к чинам и званиям. Молчалина до поры до времени устраивает такое положение дел, однако уже понятно, что через год-другой он найдет себе покровителя выше рангом, чем Фамусов. Он уже имеет чин асессора, еще на один класс Фамусов может его поднять, но не более! Брак с Софьей не принес бы Молчалину продвижения по служебной лестнице, напротив, оно бы затормозилось. Ему на всю жизнь пришлось бы остаться в Москве, в незавидной архивной службе, и мечтать со временем унаследовать должность Фамусова. Но он-то стремиться к большему! Он завел связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге, он надеется перебраться в столицу и как-нибудь получить высокий чин и состояние. Причем не за ум и образованность, а только по протекции.

 Молчалина часто представляют лицемерным негодяем. Однако это внешнее впечатление. Грибоедов тут не шел проторённой дорогой. Все герои в конце концов разоблачились своим создателем. Все, кроме Молчалина, который раскрыв свое ничтожество перед Софьей, Чацким и зрителями в глазах Фамусова остался безупречным. Не напрасно Чацкий восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». Сила Молчалина не в лицемерии, а в искренности. Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать нечего: он не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.

 Образ Молчалин настолько нетрадиционен, что никак не укладывается ни в амплуа героя-любовника, ни в амплуа лицемера. Грибоедов разоблачает в нем не ничтожность подобных личностей, но российскую государственную систему, которая выдвигает бесталанных прислужников, а не людей с умом и душой. Молчалин тип штатского служащего, который делает карьеру благодаря точному выполнению требований среды: чем он пустее и ничтожнее, тем более пустой и ничтожной представляется эта среда. Трудно согласиться с посылом урока о том, что Молчалин может быть новым современным героем, человеком, необходимым п полезным в обществе для деятельности государственной машины.

 На протяжении столетия Фамусов воспринимается как представитель старого, отжившего крепостнического мира, однако исторически это неверно. В 1823 году Фамусову, как отцу семнадцатилетней дочери, могло быть лет сорок пять-пятьдесят, ближе к последнему, поскольку мужчины женились в XIX веке около тридцати лет, следовательно, родился он приблизительно в 1775 г. Он принадлежит совсем не к екатерининскому, а к совершенно особому поколению, которое в ранней юности, до поры свершений, пережило самый жестокий крах, который когда-либо выпадавший на долю людей: крах веры в Разум. Это поколение воспитывалось в духе идей Просвещения, в уверенности, что мир разумен и все его недостатки можно исправить. Это поколение приветствовало Великую Французскую революцию как эру Разума, но в 1794 г. до России дошла весть о якобинском терроре, более ужасная, чем казнь короля. Разум, утверждаемый насилием, обернулся своей противоположностью. Глубокое разочарование в своих идеалах постигло этих молодых людей.

 Вряд ли Фамусов со своей неприкрытой ненавистью к образованию и чтению был истинным воспитанником просветителей, в диалоге с Чацким его больше всего пугает не вольнодумство бывшего воспитанника и не его отказ от службы, а намек на заговоры. А в этом Фамусов как раз и не уверен, и услышав нападки Чацкого, он в ужасе восклицает:

Ах! Боже мой! он карбонари!

И трех лет еще не прошло, как карбонарии подняли восстание против иностранного владычества в  Италии, а после его подавления перешли к военным действиям. Всем было известно, что революционеров своим состоянием поддерживал лорд Байрон. По мысли Фамусова, то, что делал кумир молодежи, готовы были делать и его почитатели. Фамусов никогда не видел гильотину, но слышал о ней многое и, вероятно, почитал ее следствием любых государственных переворотов. Стоит ли удивляться, что он был против подобных потрясений?

 Грибоедов в начале второго акта сталкивает двух ярких представителей разных поколений, но не поддерживает никого. Фамусов показал себя нелепым стариком, расхваливающим придворного шаркуна-дядюшку, а потом заглушающим криками любые реплики Чацкого, и это крики отчаяния, ведь возразить он не может – сам в юности был или мог быть таким! Естественно Чацкий насмешливо отверг жалкий пример для подражания, отказался подличать, шаркать ножкой и молчать. Кстати, неслучайно, что просветительские идеи, столь часто отмечаемые в речах Чацкого, проявляются именно в монологах, обращенных к Фамусову, кто как не он мог лучше всех понять эту просветительскую патетику. И он понял! И ужаснулся! Он знал, к каким последствиям это могло привести, для Фамусова история Великой Французской революции была недавней историей, а для Чацкого – историей давней, полузабытой. А уроки истории забывать нельзя.

 Одна из идей театрального урока относительно образа Фамусова заключалась в том, что Фамусов богатый, хлебосольный барин, в доме которого царит достаток, благоденствие, это человек, который почитает  традиции и живет ими. Однако, если это так, зачем Фамусов так настойчиво стремиться породниться со Скалозубом? Почему 400 душ Чацкого ему представляются небольшим капиталом? Зачем он продолжает казенную службу, которой мало интересуется, но все-таки не выходит в отставку? Грибоедов, как всегда, все четко объясняет. Нет, Фамусов не богат: он ведь служит «управляющим в казенном месте», то есть имеет 5-й класс, статского советника. Этот чин был вполне достаточен для ухода на покой, при отставке Фамусов получил бы, как это было принято, следующий чин и стал бы именоваться действительным статским советником. Служить дальше ему нет смысла. В Москве, если пожилой дворянин не достигал звания сенатора, он предпочитал уходить в отставку. Фамусову сенаторства, скорее всего, уже не достичь, но он продолжает терпеть служебные хлопоты, заниматься бумагами, значит, держится за жалование, а еще больше за выгоды, связанные с должностью.

 Он не просто не богат, он практически разорен, поэтому 400 душ Чацкого ему не нужны, они его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. Конечно, Скалозуб, если бы женился, не стал оплачивать долги тестя, но он поддержал бы его кредит, а  с долгами, по обычаю, расплатилась бы дочь после его смерти. Разорение Фамусова еще не заметно, даже его свояченица Хлестова недоумевает, зачем ему дался Скалозуб, но Софья, вероятно, о чем-то таком уже подозревает: «Брюзглив, неугомонен, скор, таков всегда, а с этих пор…». Значит, с недавних пор что-то изменилось в поведении отца, и, конечно, не служебные неприятности его беспокоят, иначе подал бы в отставку. В доме, видимо, только один человек знает истинное положение дел – Молчалин. Не удивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет себя и ее компрометировать. Ни по службе, ни деньгами барк с нею не принесет ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не стать женой Молчалина не потому, что будет против ее отец, а потому, что будет против ее избранник


учитель русского языка и литературы к.ф.н. А.Г. Бойченко