В 2017 году Россия отмечала 220-летие со дня рождения одного из величайших своих сынов – святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, просветителя Сибири и Аляски.

Даниил О.: Святитель Иннокентий занимает особое место в истории христианской святости. Он известен всему миру не только как прославленный миссионер и богослов, но и как крупный ученый - этнограф, лингвист, географ, почетный член Императорского Русского Географического общества, Московского университета, член-корреспондент Российской Академии наук. Его труды переведены на многие языки мира. И в то же время кроме провинциальной Иркутской семинарии святитель не имел никакого образования.

Артур Ш.: Он сам дивился собственной судьбе, когда был избран на Московскую кафедру после смерти святителя Филарета. Он так писал о себе: «Я был сыном бедного сельского пономаря, никогда не видевший настоящего хлеба без мякины … Когда-то меня не хотели брать на место умершего отца, несмотря на слезные просьбы моей матери, а теперь назначили преемником великого Филарета».

Мария К.: Однако до этого избрания святитель Иннокентий 45 лет своей жизни отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Он крестил несколько десятков тысяч человек и был воистину апостолом Сибири и Америки. Из восьмидесяти пяти прожитых им лет, сорок лет он провел в путешествиях. Совершил почти кругосветное путешествие на знаменитом фрегате «Паллада».

Анастасия А.: Миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири началось с 1823 года. Тогда еще никому неизвестный священник Иоанн Вениаминов решается на переезд с женой, годовалым ребенком, престарелой матерью и братом на Алеутские острова для дела миссии среди малых народов Севера и Аляски. Позже он вспоминал, что ни советы знакомых, ни описания трудностей и лишений не доходили до его сердца, такой сильный огонь горел в его душе. Так началась великая миссия будущего святителя.

Ника К.: Путешествие к далеким Алеутским островам длилось 14 месяцев, и только 20 июня 1824 г. Иван Вениаминов достиг острова Уналашка, главного в гряде Алеутских островов. Любопытно, что появление будущего святителя было предсказано одним из местных жителей, которого все называли шаманом, хотя он был крещен и носил русское имя.

Анна Р.: Отец Иоанн с большой осторожностью принялся за проповедь. Сначала он изучал обычаи народа, их традиционные верования и, главное, язык. Для алеутов отец Иоанн сам изобрел азбуку и стал переводить священные книги: Катехизис и Евангелие от Матфея. Появление этих переводов алеуты встретили с большой радостью и стали усердно учиться грамоте. Отец Иоанн устроил на острове Уналашке училище для мальчиков и сам учил их, составив все учебники.

Серафим Б.: В деле миссии отец Иоанн старался действовать убеждением и любовью. Он терпеливо ждал добровольного желания туземцев креститься и кроме основ христианской веры, обучал их основам медицины, кузнечному и плотницкому ремеслам, сельскому хозяйству. На острове не имелось никаких строительных материалов, все приходилось завозить. Но уже через год молодой священник приступил к строительству церкви, и новый храм был освящен в честь Вознесения Господня. Престол, иконостас, позолота - все было выполнено руками самого отца Иоанна.

Тимур Г.: В 1833 году священник Иоанн Вениаминов написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное»,  переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий. Простая, но очень глубокая книга получила широкую известность и была издана не только на алеутском языке, но и на церковнославянском, русском, якутском, алтайском, шорском, монгольском и других языках. Произведение на русском языке в России выдержало более 46-ти изданий. Были переводы и на европейские языки.

Святослав К.: Отец Иоанн прожил на Уналашке десять лет. Успехи в проповеди христианства побудили его распространить сферу миссионерства и на Американский континент. В 1834 году он переселяется на остров Ситку. Здесь находился главный центр Русско-Американской кампании.

Мария М.: В ноябре 1838 года Иван Вениаминов отправляется в Петербург с целью представить на рассмотрение Священного Синода подготовленный им проект улучшения миссионерской деятельности в Русской Америке. Путешествие морским путем вокруг Южной Америки на фрегате «Паллада» длилось семь с половиной месяцев.

Игорь Т.: По прибытии в столицу отец Иоанн в тот же день явился в Святейший Синод и своими рассказами живо заинтересовал его членов. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев, которые отец Иоанн не потратил напрасно. Он занялся сбором пожертвований для распространения и утверждения христианства на Алеутских островах и с этой целью отправился в Москву. В Москве он явился к преосвященному Филарету, тогдашнему митрополиту Московскому. Святитель Филарет горячо поддержал отца Иоанна во всех его начинаниях.

Даниил О.: Осенью отец Иоанн вернулся в Петербург, где его ждало положительное  решение Святейшего Синода. Ему было разрешено печатать свои переводы, и за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. В это время Иоанн получил из Иркутска известие о смерти жены. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за большой семьи, у отца Иоанна было шестеро детей, он согласился не сразу. Только когда дети были устроены за казенный счет, он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского.

Артур Ш.: В самый день пострига Святейший Синод принял решение об учреждении новой епархии для Алеутских островов и Аляски. Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским был назначен Иннокентий Вениаминов. 27 сентября 1841 года святитель Иннокентий после долгого путешествия через всю Сибирь благополучно прибыл в Новоархангельск.

Мария К.: С принятием нового звания круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых до сих пор чувствовался сильный недостаток. Но главным для него стало открытие Новоархангельской духовной школы. Учебная программа школы была рассчитана на 4 года и включала в себя изучение русской и славянской грамматики, алеутского языка, арифметику, географию, нотное пение, всеобщую историю.

Анастасия А.: Святитель Иннокентий очень много путешествовал по своей епархии. Так, в первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. Во время своих путешествий по материковой части России архиепископ Иннокентий бывал также у якутов и тунгусов. Активно занимался христианизацией местных жителей: якутов, эвенков, юкагиров. Перевел на якутский язык богослужебные книги, открыл церковноприходские школы, строил церкви.

Ника К.: 19 июля 1859 г. в Якутском кафедральном соборе впервые была совершена божественная литургия на якутском языке. Архиепископ Иннокентий сам читал молитву. Это событие до того растрогало якутов, что старшины их родов от лица всего народа представили миссионеру просьбу, чтобы 19 июля навсегда стало праздничным днем, потому что в этот день якутский народ услышал божественное слово на своем родном языке.

Анна Р.: Миссионерское рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей с Китаем. Как человек, преданный своей Родине, близко принимавший к сердцу ее интересы, он проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру.  При его содействии окончательно была определена граница, и Амур был присоединен к России. Правительство очень высоко оценило этот труд, предоставив Владыке право назвать город, основанный на берегах этой реки. И святитель назвал его «Благовещенск» - в память о церкви Иркутска, где он начинал свое служение.

Серафим Б.: Преклонные лета и плохое здоровье заставляли святителя задумываться об отдохновении. Однако не к покою, а к новой деятельности готовил архиепископа Иннокентия Промысел Божий. В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный Иннокентий был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви - митрополитом Московским!

Тимур Г.: С великим смирением вступал преосвященный Иннокентий в новое свое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности. Его одиннадцатилетнее служение в сане митрополита Московского носило тот же деятельный характер и оставило заметный след в истории Москвы.

Святослав К.: Однако среди всех пастырских трудов и забот недуги телесные давали о себе знать. Митрополит дважды просил об увольнении на покой, однако просьбы его были отклонены. 31 марта 1879 года Владыки не стало. Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета.

Мария М.: Прошли годы, и почти через сто лет в 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двух Православных Церквей – Русской и Американской. А в 1994 году были обретены его святые мощи, которым может поклониться всякий входящий в Троице-Сергиеву Лавру. Память святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири, Церковь празднует дважды в год: в день его кончины – 31 марта (13 апреля) и в день прославления в лике святых – 6 октября по новому стилю.