Горбатова Надежда Ивановна - учитель русского языка и литературы.

Образование: Высшее. КГПИ (Красноярский государственный педагогический институт) 1971 год.

Звание: Отличник народного просвещения

Преподаваемые дисциплины: церковнославянский язык, русский язык, литература.

Стаж работы: 44 года

Сведения о трудовой деятельности:

  • В Православной гимназии работает с момента основания с 2001 г.
  • 2010 г. - лауреат Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За разработку и проведение мероприятий в рамках Года молодежи».
  • Имеющиеся награды: медаль Абаканской и Кызылской епархии Евфимия Горячева II степени.


С чувством удовлетворения могу подвести некоторые итоги индивидуальной работы с учащимися Гимназии в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Работа Мамаевой Анастасии "Сказочные пути-дороги" получила высокую оценку во всероссийском конкурсе ученических рефератов "Кругозор", учредителем конкурса является Томский государственный педагогический университет, организатор конкурса - Центр новых образовательных технологий ТГПУ. В конкурсе участвовало более 100 работ, и исследовательская работа Мамаевой Насти была отмечена дипломом за II место. Конкурсная работа опубликована образовательном сайте Томского государственного педагогического университете, и доступна для свободного ознакомления. Можно поздравить Настю с первой научной публикацией!

посмотреть работу

сайт ТГПУ с результатами


Мне хотелось бы рассказать, как вся моя семья – мама, папа и сестра Настя своими советами дружно, все вместе учили меня кататься на горных лыжах. Вообще, всю эту историю затеяла мама. Она была абсолютно убеждена, что, не смотря на все мои проблемы, я обязательно смогу кататься на лыжах. Первый раз мама повезла меня на самую верхушку горы в лес. Я испугалась, но мама меня успокаивала и говорила мне, что у меня все получится. На горе она подала мне свои лыжные палки, я за них ухватилась мертвой хваткой и таким образом мы покатились до самого низа. Пока мы катились, я сильно переживала, то и дело отпускала палки и валилась в снег.

Мама волновалась не меньше чем я, но виду не подавала и поддерживала меня. Ну, а потом мама сказала, что мне надо попробовать покататься с папой. Папа согласился, и на следующий же день я поехала кататься уже с ним. Когда мы встали возле подъемника он поставил меня перед собой, когда подъемник тронулся, я подалась вперед и чуть не упала. Подъемник напоминал мне тогда птицу, которая хочет вырваться из наших крепких объятий на свободу и только папины сильные руки не пускают ее. Когда мы доехали до середины горы наши лыжи свернули влево и таким же образом как на подъемнике мы покатились вниз по склону. Мой спутник не давал мне упасть, но мои лыжи все равно не хотели слушаться, они то дело пытались повернуть в ту строну в которую нам ехать совсем было незачем, но я старалась и держала их всеми своими силенками. Я сильно волновалась, но уже не плакала. Набирая обороты, мы становились все быстрей и быстрей. У меня все сильней захватывало дух. Так я каталась и каталась, постигая катание на лыжах, так вот однажды на полпути к концу нашего очередного захода папа спросил: «готова?», я не успела ему ответить, как папа разжал руки, и я покатилась сама. Таким образом мы катались и катались. И в один прекрасный день новый поворот. Папа решил, что мне надо с самого начала нашего съезда с горы ехать самой! Ой, как мне было страшно в тот день! Вот так я научилась кататься, а позже мы начали кататься с самой верхушки горы всей семьей. А, впрочем, эта уже другая история.


Техника, в которой выполнена работа: бумага, гуашь.
Руководитель: Горбатова Надежда Ивановна

    День защитника Отечества, 23 февраля. Всенародный праздник. Традиционно и по сей день неизменно в школе устраивался праздник «Песни и строя», либо концерт, а завершалось все тем, что девочки, проявив самостоятельность, дарили мальчикам подарки, которые они снисходительно принимали, но более живую реакции вызывало, конечно, чаепитие. Я думаю, что редко кто из воспитанников соотносил этот праздник со своим будущим, с тем, что рано или поздно, придется идти в армию, пройти эту школу жизни. Все лелеют мечту, что, возможно, это их не коснется, потому что идти в солдаты никому не хочется. А тем времен, срок службы как – то без особого шума увеличился почти до двух лет. Так что же делать? Все- таки надо готовить к армии. Воспитывать характер: учить поступать по чести, быть защитником, думать не только о себе, если понадобится - доказать, что ты чего- то стоишь. Не запугивать дедовщиной, а показать, что армия проверяет на прочность, закаляет, учит труду, не как я хочу, а как надо. Вот где должны объединить усилия и проявить взаимопонимание школа и родители. И начинать надо с начальной школы.

    Мальчики должны твердо усвоить, что готовиться надо не только к тому, чтобы получить профессию, но и к тому, чтобы достойно отслужить в армии, а для этого надо готовить себя именно для службы в армии, чтобы твои личные качества : общительность, чувство юмора, физическая закалка, владение компьютером, водительские права всех категорий, спортивный разряд (и не обязательно по боксу) помогли бы преодолеть первые трудности, а для этого надо быть к ним готовым, потому что жизнь в одночасье меняется круто: жесткий режим, жесткие требования, новые правила общения , занятия по курсу молодого бойца и со всем этим надо быстро освоиться. А хоть кто-нибудь серьезно об этом беспокоится? Мне кажется, что никто.. Чем угодно будем заниматься (бальными танцами, музыкой и т.д.), но формировать твердый характер, воспитывать мужественность, выносливость, стойкость, научить преодолевать трудности, держать в руках лопату, молоток как- то не получается ни в школе, ни в семье. В начальной школе легко говорить об армии: примеры вдохновляют, все хотят стать сильными и мужественными и обязательно быть десантниками или пограничниками. Наша задача не только укреплять их желания, но и помочь поближе узнать героические имена защитников родного Отечества: Александра Невского, Дмитрия Донского, Корнилова и Нахимова, Петра I, Николая II, Георгия Жукова - всех не перечислишь. Показать, чем они жили, что заставляло их связать свою судьбу с судьбой Отечества, как они жертвовали собой, совершая беспримерный гражданский подвиг. Обо всем этом говорят не столько учителя, сколько сами дети. Порой оказывается, что первоклассники, подкупая всех своей искренностью и заинтересованностью, погрузившись в тему, столько накопали материала, что знают значительно больше старшеклассников.

Чем угодно будем заниматься (бальными танцами, музыкой и т.д.), но формировать твердый характер, воспитывать мужественность, выносливость, стойкость, научить преодолевать трудности, держать в руках лопату, молоток как- то не получается ни в школе, ни в семье.

    Надо отметить, что вся эта работа осуществляется в рамках проекта: «История Отечества в судьбах великих людей». Сложилась уже и система подготовки мероприятия: выбирается имя, начинается поиск дополнительного материала, печатается иллюстративный материал из интернета, проводятся беседы, уроки, обсуждение прочитанной книги, рисуются схемы великих сражений, готовится мультимедийное сопровождение, оформляются постеры. Дети буквально погружаются в ту или иную эпоху, а завершается все выступлением – спектаклем, где не только высоким словом, но и живыми образами воссоздаются страницы истории. С замиранием сердца слушают дети диалог князя Дмитрия Донского с Сергием Радонежским, запоминают слова: «Иди, княже, дело правое, ты победишь»! Очень часто дети настолько серьезно проживают текст своего повествования, говорят настолько эмоционально, искренно, что невозможно остаться равнодушными, да и сами дети жаждут поделиться своими знаниям. И тогда мы заказываем транспорт и отправляемся с дружеским визитом в старшую школу, являя им образец для подражания. Эти выезды стали уже традиционными, нас там всегда ждут, тепло встречают, да и малыши чувствуют значимость своей миссии.

    Остается только отметить, что подобная учебно-воспитательная деятельность оказывается очень результативной, все начинают осознавать, что, «где сердце наше, там и сокровище наше», что среди нас есть такие мальчишки, которые уже сегодня, сейчас - защитники Отечества. Они защищают Родину тем, что пишут рефераты и читают книги о великих полководцах, становятся волонтёрами, 9 Мая идут с портретами в бессмертном полку, рассуждают о Пете Ростове на уроке литературы, и им близки его слова о том, что: «Я не могу ничему учиться теперь, когда… когда отечество в опасности». И самое главное, уходят из дома, чтобы учиться в кадетских и суворовских училищах и учатся с рвением! Все знают, что и конкурс там немаленький, не каждого берут, а только лучших из лучших. Вот вам и образец для подражания! Что удивительно! По ходу праздника родились светлые идеи. Во- первых, на праздники дети должны иметь детскую военную форму, а во-вторых, начать собирать материал о том, как наши папы служили в армии, а также и дедушки. И тогда из зала вышел ученик первого класса Данила Старков с плакатом «Защита страны- гордость семьи» и рассказал про своих дедушек, которые были героями Великой Отечественной войны. Его мама написала об этом стихотворение .Взволнованный Данила прочитал его наизусть всем ребятам .Все слушали с неподдельным интересом. Мы думаем, что эти проекты, мы сумеем воплотить к Дню Победы.



Абаканской епархией совместно с Министерством образования и науки РХ был объявлен театральный конкурс «Рождественская звезда», который уже проводится третий раз. Как всегда мы долго думали, долго собирались, конкурс уже на носу, а у нас конь не валялся: ни сценария, ни артистов. Не можем собраться всем составом. После уроков все куда-то мгновенно исчезают: как в той притче «один пошел землю пахать», другой в музыкальном конкурсе участвовать, третий – танцует, а время не ждет. Выбора нет, начинаем репетировать по фрагментом, по отдельным сценам.

Собираемся поздно вечером, репетиции заканчиваются в десятом часу, автобусов уже нет, приходится «терроризировать» родителей, с трудом находим самаритян, способных развести всех по домам. Пьеса большая, ролей много, большинство играет первый раз, а самое главное надо выучить текст, поэтому делаем бесконечные прогоны. А время поджимает. Принимаю решение – буду снимать с уроков, иного выхода нет. Учителя ропщут, конец четверти, но искусство требует жертв. Воззвали о помощи –подключился о. Александр, сам забирает с уроков. Даже Анна Григорьевна снизошла до наших проблем. Все клянутся, что все выучат и сдадут в обязательном порядке.

Репетиции идут по 6-8 часов подряд. Я как заправский режиссер то смеюсь, то плачу, то начинаю стенать и топать ногами. Требую дать голос, проявить эмоции, чувства, жить текстом. Еще хуже обстоит дело с сценическим движением, чутьем сцены. Всех как будто свело, как говорится, ни рукой, ни ногой.

Ваня, тебя сейчас волки съедят, потрясись хоть немножко, ты чего такой жизнерадостный. Жить надоело!
У тебя ведь ноги подкашиваются, ты замерзаешь, падай А теперь стой, куда ты поскакал!

Подобные реплики и хохот детей звучат беспрестанно. Но вот наступил момент, когда количество сделанного, стало переходить в качество. Что-то сдвинулось, стало складываться игра, нам уже самим стало нравиться то, что мы делаем на сцене.

Казалось, что уже все идет замечательно! «Умри, Денис! Лучше не сыграешь!» Два дня до выступления. Я приглашаю на генеральный просмотр артиста драмтеатра, которого мы чрезвычайно уважаем, Станислава Владимировича Клапина. Удивительно отзывчивый человек, занят бесконечно, но все же нашел для нас время. Шесть часов вечера, играем весь спектакль. Мы в состоянии легкого тщеславия, ждем аплодисменты, а на нас ушат холодной воды: все очень плохо, никуда не годится. Не так стоим, не так говорим, на сцене нет реальных чувств соучастия, совместного проживания событий, сопереживания, просто озвучиваем текст. Все застыли в мизансцене, даже играть не надо: «К нам едет ревизор!». Из груди вопль: «Станислав Владимирович, помогите, сделайте хоть что-нибудь!». И начинается профессиональная репетиция, на Вы, интеллигентно, деликатно, без нажима: «А если сделаем так? А теперь давайте попробуем по-другому». Пробуем, делаем. Лишь бы прогнать спектакль до конца, расходимся в 10 часу. В голове одна мысль: «Как бы все, что было сделано и придумано, не забыть до утра». И еще два дня самостоятельных, непрестанных репетиций.

День конкурса! Собираем реквизит, забываем декорации. Начался конкурсный просмотр. Больше всего мне понравились саяногорцы. Режиссер поработал с детьми профессионально: звуковое оформление, безупречные костюмы, декорации, впечатлили дети-елочки (все действие проходило в лесу), неплохо сыграли артисты, но подвел сценарий, играть там было нечего. Сюжет традиционный: мальчик засыпает в рождественскую ночь и оказывается в волшебном лесу, где он испытывается на добро и зло, но благодаря Рождественскому чуду, побеждает добро.

Наконец, и мы сыграли свой спектакль «Горячее сердце» Софии Бер-Тамаевой, который был победителем конкурса рождественских спектаклей в Москве. Очень простой жизненный сюжет: отец-лесник уходит в дальний лес за елкой, скоро ночь, а его все нет. Все в тревоге. Маленькая девочка Ия сумела разбудить сердца взрослых и подвигнуть их не только протянуть руку помощи, но и добрым делом согреть свое сердце. Ию сыграла ученица 6 класса Фокина Анастасия, не просто сыграла, но прожила на сцене драматические события, которые произошли в ее семье в ночь перед Рождеством. Создается впечатление, что Настя играет себя, ей не надо ничего придумывать: всех любит, верит в силу добра, умеет слышать собственное сердце.

Очень простой жизненный сюжет: отец-лесник уходит в дальний лес за елкой, скоро ночь, а его все нет. Все в тревоге. Маленькая девочка Ия сумела разбудить сердца взрослых и подвигнуть их не только протянуть руку помощи, но и добрым делом согреть свое сердце.

Наконец, жюри объявляет победителей. Мы заняли первое место!!! Вручаются грамоты, фото на память. Можно вздохнуть облегченно: все позади.

Но впереди нас ждут гастроли. Мы сыграли пьесу перед прихожанами храма Серафима Саровского, в собственной школе, спец. ПТУ, в училище Олимпийского резерва, воинской части, где в зале было 200 зрителей, и это было самое лучшее выступление. Чувствовалось вдохновение, играли с полной самоотдачей, на одном дыхании, да и зрители не остались равнодушными, похоже мы им понравились, хлопали от души. Невольно вспоминаются слова ап. Павла: «Служите друг другу тем даром, который имеете».

А больше всего меня порадовали те преображения, которые произошли в нашей команде. Появилась взаимоответственность, никто ни разу не сказал, что не сможет выступить, где-то занят, более того чувствовалось, что игра доставляет удовлетворение. Чрезвычайно выросло актерское мастерство, с каждым разом играли все лучше и лучше, появилось чувство команды, личной заинтересованности.

Я думаю, что эти результаты не случайны. Проживая вместе с героями чудо Рождества, чудо спасения, пропуская через свое сердце на высоком эмоциональном накале достойные мысли, выучивая наизусть весь текст, мы не могли остаться прежними. Все это подвигло к духовным переменам, к тому, чтобы начать действовать вопреки житейской логике: «Не как я хочу, а как ты, Господи!»


Новости на сайте о выступлении: 



    

От советского времени у многих в наследство осталось представление о православии как о чем-то непременно убогом, нелепом, сером, уводящем из жизни, тем более уж совсем не для детей (их там детства лишили), в лучшем случае ребенка туда можно отвести только для перевоспитания либо для укрепления нравственности, чтобы детей строгим Богом попугали, а то уж никого не боятся и всякий стыд и послушание потеряли.

Вот с таким мифом мы сталкиваемся с первого года существования Православной гимназии и развеять его чрезвычайно сложно. Не верят люди, да к тому же свидетельства пострадавших нет-нет, да и появляются в Интернете. Ничего не поделаешь - недовольные все-таки есть!

Но разговор о другом. Вера наша, действительно, серьезная, глубокая, требовательная прежде всего к самому себе, но и радостная, укрепляющая, благодатная и праздничная. И праздников в церкви очень много, самый детский – это Рождество, а самый великий, праздник праздников – Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Из огромного богатства праздников любят дети и Масленицу, которую воспринимают как преддверие Великого поста и Прощенного воскресения. Организуем мы ее с небывалым размахом. Из 108 учеников начальной школы в празднике участвует, хотите верьте, хотите нет, ровно 108 учеников. И это не разовый случай, таков наш принцип: участвуют все. Каждый класс готовит свой фрагмент выступления, который соединятся связками в общее театральное действие. А заканчивается такой праздник общей трапезой и играми-потешками.

Школа наша небольшая, но каждый ребенок на виду, мы знаем, что нет такого, чтобы в нем не было талантов, а самое главное все желают выступать: и стихи читать, и петь, и на сцене играть. В школе три детских хора: младший, средний и старший. Поэтому наша школа – это школа – театр, школа – хор, музыкальная школа, одних балалаечников не перечесть. Все умеем: и поем, и пляшем, и рисуем, и стихи читаем, не сквернословим и в церковь ходим. Потому что Православная гимназия везде и всегда подвигает своего ученика к размышлениям и делам благочестивым, потому что его душа получает возможность «питаться» впечатлениями новыми, нравственными, жить в атмосфере единодушия и единомыслия.

Но вернемся к Масленице. Участвовали не только дети, учителя, но и родители, которые пекли блины, демонстрируя чудеса кулинарного искусства, удивляя дизайнерским подходом оформления праздничного стола. И не забудьте – все это в лучших народных традициях. Дело в том, что, когда мы искали свой формат праздника, у нас как-то сразу так сложилось, что все одновременно и зрители, и актеры, а образец мы нашли в народных традициях, в народном фольклоре, например, свадьба. Это же готовый сценарий, в котором каждому были прописаны слова и обозначена своя роль. Все события разыгрывались как настоящий спектакль – только готовились к нему с самого раннего детства: готовили сундуками приданное, ткали, вышивали.

Вот и Нина Васильевна Паршакова (педагог технологий) удивила всех присутствующих сшитым собственными руками русским народным костюмом. А ведь именно на празднике и прозвучала идея, что начинаем осуществлять проект «Русский народный костюм –каждому», затем его разработала и начала внедрять Людмила Валерьевна Юдина, учитель технологий. Неслучайно на сцене уже появились мальчики и девочки в новых сарафанах и рубахах! К слову сказать, в этом году Людмила Валерьевна замахнулась еще на один грандиозный проект «Мастерская золотного шитья». Думали, что заинтересуются только девочки. Ничего подобного – за работу взялись мальчишки. Это вам не «фенечки» из резинок плести! Можно сделать богослужебные вещи: покровцы, воздухи, закладки для напрестольного Евангелия. Сам масштаб и значимость работ вдохновляет. Но начали с просфорниц, и уже есть результаты. Как всегда, удивила студия лепки из пластилина – будущие скульпторы и дизайнеры. Они с таким кустодиевским колоритом представили нам Масленицу в живых сценах и даже катаниях на санях, что все просто ахнули! Надо слышать, как на занятиях Нина Васильевна живописует Масленицу сначала словом, а потом уж и делом. Есть на что посмотреть. Все работы вызывают искреннее восхищение и удивление, потому что лепили в основном первоклассники. Как и положено не обошлось на разгуляй-Масленице и без молодецкой удали: бегали в солдатских сапогах на перегонки, тянули канат, сцепив зубы гнули руки к столу (армреслинг сие по-новому называется).

Есть в школе и театральная студия «Светоч» называется: желающих, хоть отбавляй! В околоцерковной среде бытует мнение, что театр – это лицедейство, и православным детям заниматься этим не приличествует.

Хотя общеизвестен факт, что святитель Дмитрий Ростовский, автор 12-томного «Жития святых» при своей духовной семинарии основал театр и даже сам писал пьесы для театральных представлений. Более того, по инициативе нашей епархии, проводится ежегодный конкурс православных театральных коллективов «Рождественская звезда», на котором наш коллектив «Светоч» в этом году занял первое место. Мы можем свидетельствовать одно: театр играет огромную и воспитательную, и развивающую роль. Бесконечное количество репетиций, в ходе которых ребята научаются так многому, что просто не веришь собственным глазам. Прежде всего учат объемные тексты, которые глубоко пропускаются не только через ум, но и сердце, каждое слово воспринимается не чужой речью, а собственной сущностью. Очень скоро начинаешь убеждаться в том, что дети запоминают практически весь текст пьесы наизусть, кроме того, они произносят его на высоком эмоциональном уровне. Каждая репетиция – это огромный совместный труд, надо научиться слышать и чувствовать не только себя, но и других, научиться сопереживать, сострадать, видеть себя без прикрас, одним словом, раскрыть свою душу и начать жить высокими идеалами. Кроме того, идут бесконечные дискуссии по осмыслению пьесы. О чем только не говорим: о любви и ненависти, о преданности и предательстве, о совести, чести, милосердии, об ответственности. И происходит чудо: дети меняются, становятся другими, в них раскрывается лучшее, происходит самораскрытие и самоузнавание. Естественным образом они начинают постигать христианскую нравственность и этику. Меняются отношения, появляется понимание того, что я не сам по себе, мы все вместе, я не могу подвести, я должен, я обязан сделать все, что зависит от меня. Одним словом, появляется православный коллектив единомышленников.

Еще более плодотворным является гастрольный период, в ходе которого дети выполняют миссионерскую задачу – благовествуют христианскую нравственность, которую отвергает и осмеивает современный мир, свидетельствуют слово истины, проповедуют Христа, и делают они это по велению собственного сердца, потому что они иные, не такие, как все, не от мира сего, и, самое главное, они этого не стыдятся. Тогда приходит понимание, что только с помощью Божией мы от спектакля к спектаклю возрастаем в своем актерском мастерстве, а не оттого, что кто-то чрезвычайно талантлив и наконец-то раскрыл свои дарования, да еще и чрезвычайно этим гордится. А еще они стараются сыграть, как можно лучше для того, чтобы все увидели, что в сегодняшнем мире есть Бог, что верить в него радостно, что можно жить по-другому: любить ближнего, прощать врага, жертвовать собой, ничего не требуя взамен. Надо сказать, что и зрители проникаются этим духом, становятся серьезней, начинают соучаствовать в событиях, происходящих на сцене, как бы возвращаются в свое детство, где они еще верили в добро, любовь, милосердие, человечность, и их не смущает даже то, что пьесы, как правило, отличаются наивным романтизмом и детским лиризмом, а может быть и сентиментализмом. Здесь проявляется тайна театра: погружаясь и соприкасаясь с жизнью на сцене, зритель чувствует себя подхваченным новой неведомой силой, потому что где-то в глубине сердца сила эта в нем присутствует, и имя ей – любовь!

Новую форму изучения литературы предложили актеры абаканского драмтеатра. Самые популярные произведения школьной программы будут сыграны на малой сцене. Независимо от того, читал ли ты или не читал произведение, можно всем классом сходить на «Театральный урок» в драмтеатр им. М. Ю. Лермонтова.

Надо отметить, что в нашей школе этот урок пользуется популярностью, уговаривать не приходится. Нам нравится то, что спектакль играется на заказ, только для нас. Возникает камерная атмосфера, когда собираются свои люди, небольшая кампания единомышленников, которые имеют общие интересы, взгляды, все друг друга знают. Кроме того, после просмотра урок продолжится уже в школе и будет возможность высказать свое мнение о сыгранном, послушать, что скажут учителя, можно и поспорить, можно покритиковать. В любом случае режиссерский подход к прочтению русской классики не оставляет равнодушными зрителей-школьников и очень часто раскрывает наши глаза на произведение, которое совершенно не было желания прочитать, но зато пришлось посмотреть! И это того стоит!

Во-первых, играют талантливые актеры, очень часто состав бывает только из молодежи. Ученик начинает воспринимать актеров как своих ровесников и невольно начинает вместе с ними делать свой нравственный выбор, начинает ощущать свою сопричастность к тому, что происходит на сцене. А еще срабатывает эффект соприсутствия в действии, так как сцена у твоих ног. Монологи героев буквально складываются в твою душу, надо только ее распахнуть, не закрыться. Даже поплакать можно, ведь кругом только свои.

Во-вторых, как-то незаметно дети научаются чувствовать игру актеров, узнают их на сцене поименно и даже появляются любимые актеры. А еще они начинают понимать, что не последнюю роль в театре играет и режиссер, и тогда имя его начинает обретать особую значимость. Школа в течение года смотрит весь репертуар «Театрального урока». Надо сказать, что еще ни разу не разочаровались. Казалось бы, не для старшеклассников наивная пьеска по рассказу И. С. Тургенева «Муму», вроде бы уже не по возрасту, вряд ли история жестокосердной барыни, знакомая с детства, найдет отклик в душе почти взрослого человека. Но оказывается, даже если ты знаешь сюжет с раннего детства, на сцене все не так, как ты себе представил. Актеры способны все оживить, ты не читаешь, а вместе с ними проживаешь эту нехитрую историю, а кроме того ученик смотрит уже как взрослый человек и тогда неожиданно для себя открывает это произведение заново. А все только потому, что актеры умеют поставить вопросы. Не дать ответы, а именно поставить. И если сидящий в зале ученик вдруг задумается о себе, увидит свое отражение в том, что происходит на сцене, и, как Гамлет, «повернет глаза зрачками в душу, а там – повсюду пятна черноты», то значит театр сыграл свою роль в деле духовного возрастания человека. Остается только добавить репертуар «Театрального урока»: это и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кладовая солнца» М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка, «Каштанка» А. П. Чехова, «Ода чемпиону» М. Зощенко, «Зарубки на память» В. Астафьева.

В этом году на Рождество дедушка принес зеленую красавицу – елку. Бабушка, когда увидела эту елку, то буквально пустилась в пляс от радости. Елка у бабушки непростая – это ретро - елка. Когда дедушка ее поставил, то она с благоговением достала свои винтажные игрушки, которые уже очень трудно найти. Все они старые, послевоенные, кому они нужны! Каждую игрушку бабушка трепетно разворачивала, долго от восторга над ней причитала, потом долго искала ей достойное место, а потом умоляла всех посмотреть на это чудо. Надо сказать, что коллекция досталась бабушке не так-то просто: большим и тяжким трудом. Когда пришла мода на новые игрушки, то многие люди повыкидывали их за ненадобностью, но к счастью некоторые унесли их в кладовки, сараи и гаражи, где они покрывались сажей и неумолимо рассыпались от старости. Но когда бабушка стала разыскивать игрушки , то у всех сразу открылись глаза и оказалось, что они всем очень-очень нужны: сразу все вспомнили, что это еще игрушки любимой бабушки, либо прабабушки и расстаться с ними невозможно - семейная реликвия. Но мир не без добрых людей, коллекция пополнялась. Иногда приносили только одну единственную игрушку, которой бабушка радовалась безмерно, восторгов просто не было конца. А особенное умиление она испытывает, если игрушка в точности такая же, как на елке бабушкиного детства. У меня тоже на этой елке есть свои любимые игрушки. На самой верхушке, как и положено, стоят Дед Мороз и Снегурочка, именно стоят , потому что они на прищепках. Сейчас такие игрушки не делают. У Дед Мороза щеки и нос красные, в руках мешок с подарками, шапка до бровей. А под густыми ветками со мной в прятки играет компания чудных зайчиков ,четыре длинноухих серебристых зайчиков и один розовый. У самого ствола спряталась дивная сова с удивительно большими желтыми глазами. Такое ощущение, что она сейчас завертит головой, угукнет, замашет крыльями и усядется прямо на макушку елки. А бабушке нравится карусель , на которой кружатся лошадки, олени, верблюды, она говорит ,что такая же есть в парке «Орленок», стоит еще с ее детства. Большой восторг у нее вызывают стеклянные бусы, ими она особо гордится, даже распевает: «Бусы повесили, встали в хоровод, весело-весело встретим Рождество». Есть еще одна игрушка, которую видят все - мы ее назвали – барышня. Все у нее вызывает умиление: башмачки, пышная юбка, курточка - душегрейка, платочек, сразу видно, что барышня модница. Вокруг такой елки можно долго гулять ,кого только не увидишь! Одним словом надо смотреть живьем, а еще лучше в компании моей бабушки. Приходите, на следующее Рождество бабушка эту красоту выставит в нашей школе.

Фокина Лиза

ученица 5 класса

Еще статьи...