По мысли святого Иоанна Кронштадтского «как для питания и поддержания жизни тела необходимо определенная среда, так и для души человека нужна особая духовная среда». На сегодняшний день такой исключительной средой являются прежде всего Православные гимназии, в которых современный ребенок оказывается в особом мире, где, начиная с утренней молитвы, уроков, перемен, жизни по церковному кругу, паломничестве, летнем лагере и на трапезе - везде и всегда его подвигают к размышлениям и делам благочестивым. И тогда большую часть школьной жизни ученик проживает в среде духовного подвига, имеющей высокое воспитательное значение, потому что его душа получает возможность «питаться» впечатлениями новыми, нравственными, жить в атмосфере единодушия и единомыслия.

Таким образом, православная школа - это особый Божий мир, в котором для сегодняшнего мирского ребенка создаются уникальные возможности проживания событий школьной жизни в Боге, уникальные условия для духовного становления и совершенствования. Кроме того, осуществляется духовное воспроизводство твердо найденных, значимых нравственных ценностей, образующих фундамент человеческой деятельности и условия для преобразования человека.

Православная школа прежде всего интересна как смысловое единство, как гармония составляющих ее дисциплин, а для учителя как призвание к апостольской миссии спасения детских душ в наше антихристианское время, время сугубого индивидуализма и «бессмысленной» борьбы за достойное место в жизни. Миссия духовной православной школы – дать представление об ином Царстве – Царстве Небесном, дать реальный личностный опыт проживания и общения с людьми иного типа, иного образа жизни.

Основной вид деятельности в школе – это прежде всего постижение текстов и активная речевая деятельность, поэтому в школе формируется единое словесное образовательное пространство, то есть духовное поле совместной словесной деятельности и «со-бытия», то есть опыт совместного проживания.

Все эти задачи решаются через урок. Разумеется, основная нагрузка ложится на предметы гуманитарного цикла, но есть одно непременное условие – все учителя-предметники должны быть глубоко верующими людьми, то есть воцерковленными. Что это значит? Это значит, что учитель должен иметь высокую профессиональную православную подготовку, в идеале – это выпускник православного ВУЗа, либо пройти очную, заочную переподготовку на богословских курсах. Должно быть единомыслие в вопросах мировоззренческих, аксиологических, богословских, как говорится «едиными усты, единым сердцем». Для того чтобы верно познать действительность, необходимо постичь ее логосную глубину, смысловую сущность мира, восходя через это к Богу.

По словам В. Н. Лосского: «Божественным Словом мир вызван из своего небытия, но есть и слово для всего существующего, слово о каждой вещи, слово, которое является нормой ее существования и путем ее преображения. А посему мир является иерархией слов – логосов Божиих, посланием Божиим, обращенным к человеку». Но и сам человек наделяется логосной, словесной творческой способностью слышать Бога и отвечать Ему, соединяться с Богом через Слово и Словом Божиим преображаться.

В постижении логосного значения Слова огромную роль играет курс церковнославянского языка, который изучается со 2 по 7 класс включительно. Дети на уроках учатся читать, писать, переводить и даже петь молитвы, тропари и богослужебные песнопения. И, конечно, огромная работа ведется по освоению церковнославянской лексики и постижению ее сакрального значения.

Всю бесконечность значимости, которая скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык передает тоже одним только понятием – «Слово». А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия само Слово - это ВСЁ, чем живет человек, да и человечество в целом. И это Слово-Бог пришло к нам с трудами братьев Кирилла и Мефодия. Однако в процессе своего функционирования в языке и речи Слово часто утрачивает свои изначальные смыслы, они стираются и уходят на второй план, затеняются новыми значениями, а подчас и совсем забываются. Выяснить истинный смысл Слова можно двумя путями: изучить историю появления слова, т.е. проследить его этимологию, и изучить, какими смыслами обладало слово в тексте. Уникальным источником для выявления первосмыслов слова для нас являются художественные тексты, написанные церковнославянским языком. Этот язык, специально созданный для перевода, а потом и написания богослужебных текстов, не использовался в бытовом обиходном общении, лишь некоторые его элементы проникали в живую повседневную речь, а следовательно, он воспринимался носителями русского языка как язык, на котором принято было обращаться к Богу, служить Богу и думать о Боге. Слово-Бог сохраняло отпечаток святости не только в библейских текстах, но и во всех произведениях, написанных богослужебным языком, т.е. языком церковнославянским. Значит, истинные значения слова-концепта можно выявить, анализируя тексты древнерусской литературы, написанные на церковнославянском. Весь церковнославянский язык концептуален, трудно найти такое слово церковнославянского языка, которое не развило бы свои значения и не стало бы концептом в современном русском языке.

На уроках русского языка, литературы, истории, биологии решается задача концептуального рассмотрения ценностных (логосных) нравственно-духовных понятий, таких как Святость, Семья, Отечество. Учащиеся осмысляют традиционные нравственные ценности русского народа, постигая что Святость – это вера, соборность, доброта; Семья – это целомудрие, терпение, щедрость; Отечество – это служение, мужество, миролюбие.

Кроме того, сформирован обширный список православных концептов, таких как Вера, Честь, Красота, Мужество, Любовь, Покаяние, Успех. Список этот довольно обширный, следует только отметить, что все эти темы сквозные, то есть над этими понятиями начинаем работать с первого класса и заканчиваем в выпускном. В ходе их осмысления идет накопление словесного материала и их осмысление на библейских образах и сюжетах, при чтении духовной и художественной литературы, исторических текстов.

Путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова как национально-культурного феномена, как системы смыслов, раскрывающей знания о мире и моделирующей поведение человека в нем. «От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков», – так определил цель воспитания выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Одним из условий реализации этой цели является интеграция уроков литературы, русского языка, словесности, церковнославянского языка, истории, Закона Божьего, осуществляемая на базе концептов русской культуры.

Современная лингвокультурология, занимающаяся изучением взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры, рассматривает этот процесс, исследуя воплощение фрагментов языковой картины мира в культурно маркированных языковых единицах, какими выступают культурные семы слов, стереотипы, символы, эталоны, мифологемы, прецедентные тексты, паремии, фразеологизмы и лингвокультурные концепты. Являясь сложным лингво-ментальным феноменом, концепт представляет собой единицу, направленную на комплексное изучение языка, сознания и культуры.

Изучение нравственных духовных понятий является одной из актуальных методических проблем, поскольку организация уроков, посвященных морально-нравственным категориям, требует от учителя не только высокого уровня этической и православной компетенции, но и умения организовать продуктивную деятельность учащихся. Полагаем, что использование приёмов концептуального анализа при изучении понятий добро и зло, правда и ложь, свобода и ответственность, совесть и долг, обида, подвиг, милосердие и т.п., будет способствовать формированию у учащихся устойчивых представлений о нравственности и духовности и, таким образом, являться инструментом духовно-нравственного воспитания.

Освоение национальной культуры предполагает постижение подрастающим поколением системы актуальных для национального мировоззрения концептов, составляющих национальную концептосферу. Полагаем, что использование элементов концептуального анализа на уроках русского языка, литературы, словесности, истории и других гуманитарных дисциплин является эффективным приемом, позволяющим формировать морально-нравственные установки учащихся и постигать православные основы национальной культуры.

Образовательная среда Православной гимназии предоставляет учащимся уникальную возможность не только быть включенным в постижение слова-концепта-логоса родного языка, но и постичь особенности развития общекультурного концепта, сравнивая особенности его функционирования в родном языке и в других изучаемых иностранных языках. Учителем английского языка Православной гимназии им. свт. Иннокентия Московского в рамках обновления содержания образования разработана авторская программа «Православный английский», в ходе освоения которой дети успешно занимаются переводом Библии, Евангелия с английского на русский язык. Ежегодно организуется страноведческий праздник Рождество в Европе, в ходе подготовки которого активно осваивается огромный пласт православной лексики, на празднике вся школа поет гимн Рождеству Христову на английском, французском, немецком и русском языках.

Несколько слов о молитве. В нашей Гимназии день начинается с утренней молитвы, которая читается полностью, кроме того поются разные богослужебные песнопения, читаются или поются молитвы на греческом языке. Молитва сопровождает учащихся в течение всего рабочего дня: читаются либо молитвы, либо отрывки из Евангелия, либо псалмы перед каждым уроком, урок заканчивается благодарственными молитвами. Можно сказать, что молитвой «сшиваются» все происходящие события, потому что молитва это и слова, и сердечное делание, и общее дело.

Христианское образование ума есть, главным образом, запечатление в нем всех истин веры настолько глубоко, чтобы они составляли существо учащегося, чтобы он рассуждал и действовал, сообразно истинам веры и поступал по ним. Достигается же это через постоянные упражнения ума в чтении и слушании Слова Божиего, ибо Слово Божие – это «светильник, сияющий в темном месте» (2 Пет.1: 19). Таким образом, через единое словесное пространство, созданное в Православной гимназии, Слово Божие прочно напечатлевается в сознании и, оставаясь в памяти, проникает в ум и сердце ребенка, освещая его чувства, мнения, убеждения, поступки, давая нетленный плод богоугодной жизни.