От советского времени у многих в наследство осталось представление о православии как о чем-то непременно убогом, нелепом, сером, уводящем из жизни, тем более уж совсем не для детей (их там детства лишили), в лучшем случае ребенка туда можно отвести только для перевоспитания либо для укрепления нравственности, чтобы детей строгим Богом попугали, а то уж никого не боятся и всякий стыд и послушание потеряли.

Вот с таким мифом мы сталкиваемся с первого года существования Православной гимназии и развеять его чрезвычайно сложно. Не верят люди, да к тому же свидетельства пострадавших нет-нет, да и появляются в Интернете. Ничего не поделаешь - недовольные все-таки есть!

Но разговор о другом. Вера наша, действительно, серьезная, глубокая, требовательная прежде всего к самому себе, но и радостная, укрепляющая, благодатная и праздничная. И праздников в церкви очень много, самый детский – это Рождество, а самый великий, праздник праздников – Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Из огромного богатства праздников любят дети и Масленицу, которую воспринимают как преддверие Великого поста и Прощенного воскресения. Организуем мы ее с небывалым размахом. Из 108 учеников начальной школы в празднике участвует, хотите верьте, хотите нет, ровно 108 учеников. И это не разовый случай, таков наш принцип: участвуют все. Каждый класс готовит свой фрагмент выступления, который соединятся связками в общее театральное действие. А заканчивается такой праздник общей трапезой и играми-потешками.

Школа наша небольшая, но каждый ребенок на виду, мы знаем, что нет такого, чтобы в нем не было талантов, а самое главное все желают выступать: и стихи читать, и петь, и на сцене играть. В школе три детских хора: младший, средний и старший. Поэтому наша школа – это школа – театр, школа – хор, музыкальная школа, одних балалаечников не перечесть. Все умеем: и поем, и пляшем, и рисуем, и стихи читаем, не сквернословим и в церковь ходим. Потому что Православная гимназия везде и всегда подвигает своего ученика к размышлениям и делам благочестивым, потому что его душа получает возможность «питаться» впечатлениями новыми, нравственными, жить в атмосфере единодушия и единомыслия.

Но вернемся к Масленице. Участвовали не только дети, учителя, но и родители, которые пекли блины, демонстрируя чудеса кулинарного искусства, удивляя дизайнерским подходом оформления праздничного стола. И не забудьте – все это в лучших народных традициях. Дело в том, что, когда мы искали свой формат праздника, у нас как-то сразу так сложилось, что все одновременно и зрители, и актеры, а образец мы нашли в народных традициях, в народном фольклоре, например, свадьба. Это же готовый сценарий, в котором каждому были прописаны слова и обозначена своя роль. Все события разыгрывались как настоящий спектакль – только готовились к нему с самого раннего детства: готовили сундуками приданное, ткали, вышивали.

Вот и Нина Васильевна Паршакова (педагог технологий) удивила всех присутствующих сшитым собственными руками русским народным костюмом. А ведь именно на празднике и прозвучала идея, что начинаем осуществлять проект «Русский народный костюм –каждому», затем его разработала и начала внедрять Людмила Валерьевна Юдина, учитель технологий. Неслучайно на сцене уже появились мальчики и девочки в новых сарафанах и рубахах! К слову сказать, в этом году Людмила Валерьевна замахнулась еще на один грандиозный проект «Мастерская золотного шитья». Думали, что заинтересуются только девочки. Ничего подобного – за работу взялись мальчишки. Это вам не «фенечки» из резинок плести! Можно сделать богослужебные вещи: покровцы, воздухи, закладки для напрестольного Евангелия. Сам масштаб и значимость работ вдохновляет. Но начали с просфорниц, и уже есть результаты. Как всегда, удивила студия лепки из пластилина – будущие скульпторы и дизайнеры. Они с таким кустодиевским колоритом представили нам Масленицу в живых сценах и даже катаниях на санях, что все просто ахнули! Надо слышать, как на занятиях Нина Васильевна живописует Масленицу сначала словом, а потом уж и делом. Есть на что посмотреть. Все работы вызывают искреннее восхищение и удивление, потому что лепили в основном первоклассники. Как и положено не обошлось на разгуляй-Масленице и без молодецкой удали: бегали в солдатских сапогах на перегонки, тянули канат, сцепив зубы гнули руки к столу (армреслинг сие по-новому называется).

Есть в школе и театральная студия «Светоч» называется: желающих, хоть отбавляй! В околоцерковной среде бытует мнение, что театр – это лицедейство, и православным детям заниматься этим не приличествует.

Хотя общеизвестен факт, что святитель Дмитрий Ростовский, автор 12-томного «Жития святых» при своей духовной семинарии основал театр и даже сам писал пьесы для театральных представлений. Более того, по инициативе нашей епархии, проводится ежегодный конкурс православных театральных коллективов «Рождественская звезда», на котором наш коллектив «Светоч» в этом году занял первое место. Мы можем свидетельствовать одно: театр играет огромную и воспитательную, и развивающую роль. Бесконечное количество репетиций, в ходе которых ребята научаются так многому, что просто не веришь собственным глазам. Прежде всего учат объемные тексты, которые глубоко пропускаются не только через ум, но и сердце, каждое слово воспринимается не чужой речью, а собственной сущностью. Очень скоро начинаешь убеждаться в том, что дети запоминают практически весь текст пьесы наизусть, кроме того, они произносят его на высоком эмоциональном уровне. Каждая репетиция – это огромный совместный труд, надо научиться слышать и чувствовать не только себя, но и других, научиться сопереживать, сострадать, видеть себя без прикрас, одним словом, раскрыть свою душу и начать жить высокими идеалами. Кроме того, идут бесконечные дискуссии по осмыслению пьесы. О чем только не говорим: о любви и ненависти, о преданности и предательстве, о совести, чести, милосердии, об ответственности. И происходит чудо: дети меняются, становятся другими, в них раскрывается лучшее, происходит самораскрытие и самоузнавание. Естественным образом они начинают постигать христианскую нравственность и этику. Меняются отношения, появляется понимание того, что я не сам по себе, мы все вместе, я не могу подвести, я должен, я обязан сделать все, что зависит от меня. Одним словом, появляется православный коллектив единомышленников.

Еще более плодотворным является гастрольный период, в ходе которого дети выполняют миссионерскую задачу – благовествуют христианскую нравственность, которую отвергает и осмеивает современный мир, свидетельствуют слово истины, проповедуют Христа, и делают они это по велению собственного сердца, потому что они иные, не такие, как все, не от мира сего, и, самое главное, они этого не стыдятся. Тогда приходит понимание, что только с помощью Божией мы от спектакля к спектаклю возрастаем в своем актерском мастерстве, а не оттого, что кто-то чрезвычайно талантлив и наконец-то раскрыл свои дарования, да еще и чрезвычайно этим гордится. А еще они стараются сыграть, как можно лучше для того, чтобы все увидели, что в сегодняшнем мире есть Бог, что верить в него радостно, что можно жить по-другому: любить ближнего, прощать врага, жертвовать собой, ничего не требуя взамен. Надо сказать, что и зрители проникаются этим духом, становятся серьезней, начинают соучаствовать в событиях, происходящих на сцене, как бы возвращаются в свое детство, где они еще верили в добро, любовь, милосердие, человечность, и их не смущает даже то, что пьесы, как правило, отличаются наивным романтизмом и детским лиризмом, а может быть и сентиментализмом. Здесь проявляется тайна театра: погружаясь и соприкасаясь с жизнью на сцене, зритель чувствует себя подхваченным новой неведомой силой, потому что где-то в глубине сердца сила эта в нем присутствует, и имя ей – любовь!

Новую форму изучения литературы предложили актеры абаканского драмтеатра. Самые популярные произведения школьной программы будут сыграны на малой сцене. Независимо от того, читал ли ты или не читал произведение, можно всем классом сходить на «Театральный урок» в драмтеатр им. М. Ю. Лермонтова.

Надо отметить, что в нашей школе этот урок пользуется популярностью, уговаривать не приходится. Нам нравится то, что спектакль играется на заказ, только для нас. Возникает камерная атмосфера, когда собираются свои люди, небольшая кампания единомышленников, которые имеют общие интересы, взгляды, все друг друга знают. Кроме того, после просмотра урок продолжится уже в школе и будет возможность высказать свое мнение о сыгранном, послушать, что скажут учителя, можно и поспорить, можно покритиковать. В любом случае режиссерский подход к прочтению русской классики не оставляет равнодушными зрителей-школьников и очень часто раскрывает наши глаза на произведение, которое совершенно не было желания прочитать, но зато пришлось посмотреть! И это того стоит!

Во-первых, играют талантливые актеры, очень часто состав бывает только из молодежи. Ученик начинает воспринимать актеров как своих ровесников и невольно начинает вместе с ними делать свой нравственный выбор, начинает ощущать свою сопричастность к тому, что происходит на сцене. А еще срабатывает эффект соприсутствия в действии, так как сцена у твоих ног. Монологи героев буквально складываются в твою душу, надо только ее распахнуть, не закрыться. Даже поплакать можно, ведь кругом только свои.

Во-вторых, как-то незаметно дети научаются чувствовать игру актеров, узнают их на сцене поименно и даже появляются любимые актеры. А еще они начинают понимать, что не последнюю роль в театре играет и режиссер, и тогда имя его начинает обретать особую значимость. Школа в течение года смотрит весь репертуар «Театрального урока». Надо сказать, что еще ни разу не разочаровались. Казалось бы, не для старшеклассников наивная пьеска по рассказу И. С. Тургенева «Муму», вроде бы уже не по возрасту, вряд ли история жестокосердной барыни, знакомая с детства, найдет отклик в душе почти взрослого человека. Но оказывается, даже если ты знаешь сюжет с раннего детства, на сцене все не так, как ты себе представил. Актеры способны все оживить, ты не читаешь, а вместе с ними проживаешь эту нехитрую историю, а кроме того ученик смотрит уже как взрослый человек и тогда неожиданно для себя открывает это произведение заново. А все только потому, что актеры умеют поставить вопросы. Не дать ответы, а именно поставить. И если сидящий в зале ученик вдруг задумается о себе, увидит свое отражение в том, что происходит на сцене, и, как Гамлет, «повернет глаза зрачками в душу, а там – повсюду пятна черноты», то значит театр сыграл свою роль в деле духовного возрастания человека. Остается только добавить репертуар «Театрального урока»: это и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кладовая солнца» М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка, «Каштанка» А. П. Чехова, «Ода чемпиону» М. Зощенко, «Зарубки на память» В. Астафьева.