Федорова Мария

    В силу нашего мировоззрения, мы, конечно же, рассматривали Православную гимназию имени Святителя Иннокентия Московского, как вполне вероятный выбор. Однако, при наших обсуждениях этого вопроса присутствовали друзья и знакомые, со слов которых устроиться туда нереально по причине высоких требований, предъявляемых к ребенку, и малого количества мест обучения. Оставив идею православной гимназии как некий недосягаемый идеал, мы выбрали путь большинства родителей – рассмотрение всех общеобразовательных учреждений, находящихся в приемлемой близости от нашего дома.

Первый раз в первый класс… Для будущих школьников эти слова звучат с надеждой ожидания новых открытий, радостью от осознания себя уже такими взрослыми, а также интересом к предстоящему этапу жизни. Для родителей же первоклассников эти чувства всегда приправлены тревогой и переживаниями: какую школу выбрать? Как будет чувствовать себя в ней мой ребенок? Кто будет его первым учителем? Какие у него сложатся отношения с одноклассниками?

Досконально изучив информацию о школах нашего района на сайте Городского управления образования и форумах, перечитав сотни отзывов, мы пришли в еще большее замешательство: каждое учебное заведение имело в равной степени положительные и отрицательные стороны. Недолго думая, мы пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав ближайшую к дому школу. Однако, как известно, легкий путь далеко не всегда верный, в чем мы убедились на первом же собеседовании с психологом образовательного учреждения. Час беседы с ребенком, тесты, задания - и, словно приговор: Вы недотягиваете до уровня школы! Папа, присутствовавший на этой процедуре, был просто шокирован: несмотря на стеснение, ребенок отвечал нестандартно, творчески, правильно. До чего же она недотягивает? Как выяснилось, узкие рамки ЕГЭ-подобных заданий, в которые пытаются заключить пытливый ум будущего школьника, ставят неоднозначные вопросы, предполагающие только один ответ даже там, где их несколько. Но больше всего его возмутила нетактичность школьного психолога, позволяющего себе сказать в лицо ребенку то, что он хуже других, «недотягивает». Со временем наше возмущение улеглось, и мы продолжали готовиться к началу учебного года, предполагая, что все будет хорошо, наше первое впечатление было ошибочным, и по одному человеку нельзя судить обо всей школе.

Но… человек предполагает, а Бог располагает. И это не просто слова: когда они доходят до глубин сердца и сознания, в жизни начинают происходить чудеса. За неделю до первого сентября нам посчастливилось крестить племянника. Крещение происходило в Храме Преподобного Серафима Саровского, где мы встретились с его настоятелем, протоиереем Александром Горбатовым. Во время беседы он спросил, где собирается учиться наша первоклашка? На наш ответ последовало предложение хорошенько задуматься о будущем ребенка, о том, где она проведет свои ближайшие годы, которые станут одними из самых важных в ее жизни. Наш папа, на волне предыдущего опыта удивился, ведь в православную гимназию невозможно попасть, там суровые условия приема, и вообще нет мест, но тут же поинтересовался: какое тестирование необходимо пройти и что еще нужно сделать? На что отец Александр улыбнулся: «Какое тестирование? Ребенок есть? Голова, руки, ноги у него тоже есть? Тогда приходите с документами – в классе еще два места».

За два дня мы собрали все нужные справки, забрали документы из почти нашей школы и в воодушевлении уже стояли у ворот гимназии, когда последовало очередное искушение в виде звонка общей знакомой. Она не одобряла наше решение, и пыталась всячески отговорить нас, приводя аргументы, повергшие нас в полнейшее смятение. Спасение пришло в виде маленькой бабушки, выходящей с внуком из дверей гимназии. Она поведала о том, что по семейным обстоятельствам вынуждена перевести его в другую школу, несмотря на то, что он этого не хочет. Расстроенный вид мальчика подтверждал каждое ее слово. И тогда мы, уповая на Божью волю, решили идти до конца.

Подтверждение правильности выбора не заставило себя ждать. В этот же день мы познакомились с будущей учительницей дочери, Лидией Афанасьевной, в которой, казалось, собрались все лучшие качества наших учителей и воспитателей от детских садов до университетов. С первых минут общения мы увидели человека, исполненного доброты и отзывчивости, преданного своему делу, не признающего в нем мелочей, а главное – внимательного к любому ребенку без исключения. Каждый последующий день в гимназии стал подтверждением первых ощущений. Прошло всего полгода, а дочь стала гораздо добрее, более открытой, старательной. Если раньше на вопрос «как дела?» ответ был односложен, то сейчас она рассказывает не только об уроках, а обо всем, что ее окружает. По ней видно, какой увлекательной стала для нее жизнь. Первые детские вопросы на глазах выросли в полноценные интересы и увлечения, еще больше проявилась настойчивость в решении задач, творческий подход к ним, и как следствие – получаемые оценки и лестные для родителей отзывы о дочери.

К сожалению, нам пока не удается много общаться с другими учителями, но хотелось бы упомянуть некоторых из них.

О Надежде Ивановне Горбатовой до нас доходили слухи как об очень суровом человеке, не дающим спуску ни взрослым, ни детям. Наш папа говорит: «Знали бы они некоторых моих учителей … ». Откуда у человека берется столько энергии успеть все и везде, и не просто успеть, а к каждому делу отнестись с душой, не упуская деталей? Мы стали свидетелями и, в некоторой степени, участниками осеннего бала цветов и посвящения в гимназисты, праздника Рождества Христова и Республиканского конкурса чтецов стихотворений, посвященных ему. Кто-то со стороны возможно скажет, что все это несовременно, нет каких-то технологий и модных решений в организации мероприятий, но, по нашему мнению, именно здесь и именно так закладывается правильный фундамент в личности детей. При этом в процессе активно участвуют не только преподаватели, но и старшеклассники, по праву и на деле являющиеся братьями и сестрами ребят младших классов. Несмотря на то, что здания старшей и начальной школ разделяет не одна сотня метров, это не является препятствием к их постоянному творческому и духовному общению. Под чутким руководством Надежды Ивановны взаимные визиты с чудесными театральными постановками, стихотворениями, песнопениями уже стали доброй традицией, а дух совместного пребывания учащихся на праздничных богослужениях в ставшем таким родным Храме Преподобного Серафима Саровского просто не передать словами! Нужно просто прийти и ощутить это единение всем сердцем!

Паршакова Нина Васильевна учит детей мастерству творить своими руками. Каждый в детстве лепил из пластилина поделки. Но кто из нас может сказать, что первоклашкой вместе с другими сделал одну большую работу, которой место на выставке? Не верите? Посмотрите Ноев ковчег, который сотворили дети. Сколько любви, старания и умения вложено в это произведение искусства! В чем секрет таких творческих достижений ребят? У каждого ученика есть талант, Божий дар, рассмотреть который может чуткий и проницательный взгляд учителя. Нине Васильевне, как тонкому педагогу и психологу, удается увидеть способности детей, указать им путь к дальнейшему развитию и самосовершенствованию как в рукоделии, так и в познании окружающего мира. Занятия сопровождаются непрерывной беседой, дающей ученикам самое важное, без чего не возможен сам процесс творения: интерес и увлеченность, любовь к своему делу. Так, во время лепки животного, ребята слышат множество историй о нем, и перед их глазами встает не только его внешний облик - пластилиновая фигурка оживает в их воображении. Спросите ваших чад об оттенках неба на восходе и закате, о жизни праведного Ноя или Рождестве Христовом, и они удивят вас своими глубокими познаниями, которые, безусловно, раскроют им жизнь во всей ее красоте и разнообразии.

О директоре гимназии, протоиерее Александре Горбатове, можно сказать по его делам: поддерживать здание начала прошлого века в требуемом состоянии, оборудовать классы всем необходимым и даже больше, открыть второй филиал, может только человек неравнодушный, верующий, настоящий христианин, не только желающий, но могущий делать такое непростое дело. Несмотря на все его заботы, в первую очередь, он все-таки наставник. Это видно прежде всего по детям – как они тянутся к нему, и с какой любовью он смотрит на них. Вот простой пример. Первого сентября на линейке возле гимназии отец Александр среди множества собравшихся разглядел одну девочку, которой было трудно. Нет слов описать то, как умело и правильно он поддержал ее. Те родители, кто видел и осознал происходящее, знают о чем идет речь – мы видели их лица и ту радость, что была на них. Еще одним из самых красочных примеров является наша младшая четырехлетняя дочь, которая с первых же минут знакомства с батюшкой (так ласково она называет отца Александра) прониклась к нему такой чистой детской любовью и привязанностью, что у нас нет сомнений, в какую школу мы отдадим второго ребенка. На вопрос о том, где ей хочется учиться, мы слышим: «В батюшкиной школе! Где же еще?!»

Можно еще много добавить к сказанному, но по нашему мнению, в православной гимназии детям дается то, чего многие лишены в переполненных классах других школ – христианская любовь и непрестанное внимание. Внимание не только к учебе, но к переживаниям и стремлениям, к настоящему и будущему. Это именно то самое главное, чего мы желаем всем детям - расти в любви, гармонии и понимании, чтобы их не покидала вера и чувство защищенности, чтобы они никогда не чувствовали себя чужими на обочине жизни взрослых.

Федорова Мария