С 1 сентября 2012 года предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» станет обязательным в школах республики. Правда, насколько глубоко ребенок будет изучать религию и какую именно - зависит от родителей. Внутри основного курса есть шесть направлений, так что эту составляющую, при желании, можно совсем исключить. И вряд ли ребенок получит меньше знаний, если ограничится изучением светской этики. Но у направления «Основы православной культуры» есть свои преимущества - в этом довелось убедиться участникам семинара, прошедшего накануне в столице Хакасии.


 

Вредные стереотипы

В том, что невежество - корень многих бед, мне лично довелось убедиться на собственном примере. Если мы не знаем, как обстоят дела на самом деле, начинаем судить о других, руководствуясь стереотипами и устаревшими представлениями. Именно так получилось у меня, когда стало известно о дне открытых дверей, совмещенном с семинаром в НОУ «Православная гимназия Свт. Иннокентия Московского». Учебное заведение это действует в Абакане не первый год, но сторонним людям о нем известно далеко не так много. Вот и мне представлялось учебное заведение со строгими правилами, где ученицы больше походят на послушниц, закутанных в платки и облаченных в серые платья до пола. Встретили же нас обычные юноши и девушки, в форме или просто строго, но при этом элегантно одетые. Нет жестких запретов и в плане обуви, и гимназистки настолько легко двигаются в туфлях на высоких каблуках, что им позавидуют обутые в кеды ровесницы. Для учениц здесь явно табу лишь на использование косметики, но от этого внешность юных девушек лишь выигрывает.

- Не стоит уподобляться людям, которых иногда называют «клинически воцерковленными» за их пристрастие к соблюдению внешней атрибутики. Такие, входя в церковь, настаивают на том, чтобы женщина покрыла волосы чем угодно, хоть носовым платком. Но при этом забывают, что покровы должны быть не на волосах, а в сердце, - слова руководителя гимназии, священника Александра ГОРБАТОВА как нельзя лучше иллюстрируют тот подход к воспитанию молодежи, который принят здесь. Христианское воспитание, которое ненавязчиво присутствует на уроках, формирует особое восприятие мира, отличающееся от того, который принят у современных подростков. У гимназистов не заметно традиционной тяги к самовыражению, при которой у ребенка не остается ничего кроме одного большого «Я» как центра мира. Вместо этого дети учатся понимать этот мир и окружающих людей. Небольшие литературные чтения под названием «Зажги в душе своей свечу», устроенные в ходе семинара, показали это как нельзя лучше. Не смогли бы в противном случае гимназисты прочувствовать Михаила Лермонтова и Александра Блока и прочитать их творения так, что слушателям пришлось украдкой смахивать слезы. Российская классика выросла на православии, вот и получается, что старых авторов, весь перечень от Гоголя до Толстого и Достоевского лучше понимают те, кто знает и принимает те же традиции.

Православие или этика?

Это утверждение - один из главных аргументов сторонников преподавания «Основ православной культуры» в современных школах. Хотя, надо отдать должное, они не стремятся к внедрению религиозного образования, а лишь предупреждают о возможных сложностях. - Иногда говорят о том, что изучать нужно не одну религию, а все, какие у нас есть. Но при этом не стоит забывать о том, что детям сложно разобраться в потоке информации. Они получат представление о религиях России, но будет ли при этом воспитательный эффект? - задается вопросом Александр Горбатов. И здесь мы вынуждены присоединиться к мнению человека, получившего педагогическое образование и знающего обстановку в учебных заведениях.

В свое время было немало споров о том, кто должен воспитывать детей - родители или школа. В результате стороны сошлись на том, что на педагога ложится значительная нагрузка, коль скоро учителя дети видят чаще, чем иных родителей. Но еще больше копий было сломано вокруг методов, которым следует отдать предпочтение: чего только, в порядке эксперимента, не внедрялось в программу. Дело доходило до непонятных предметов с элементами аутотренинга и экспериментов в состоянии измененного сознания. Преподавателей можно понять - одной лишь передачи знаний недостаточно, педагог должен помогать формированию личности. Но как это сделать? Религиозное воспитание за десятилетия государственного атеизма привыкли считать пережитком прошлого. Между тем, Конституция России гласит, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». То есть, нельзя ущемлять права верующих, в том числе и когда речь идет об обучении. А значит, не должна царить атеистическая идеология в образовании. Хотя родители могут придерживаться иного мнения: сегодня лишь треть учеников в Хакасии изучает основы православной культуры. Думается, когда курс станет обязательным, большинство, по-прежнему, будет отдавать предпочтение светской этике. На самом деле, в каждом подходе есть свои достоинства и недостатки. Главная цель предмета - формировать духовные ценности, которые определяют нравственный выбор человека, так что каждый решает, что ближе его ребенку. Но важно при этом не впадать в крайности.

- Задают и такие вопросы как «А не будет ли «Основы православной культуры» подталкивать к суицидам? Ведь на уроке детям расскажут о том, что существует загробная жизнь...». Это - пример того, как мало люди порой знают о православии. Ни один верующий христианин никогда не сведет счеты с жизнью. Он живет до последнего момента, поскольку сама религиозная философия заключается в том, чтобы переносить все трудности, - поделился своими впечатлениями Александр Горбатов. Забавно, что взрослые, образованные люди могут быть настолько невежественными. Может быть, от того, что в свое время у них не было подобного предмета в школе? Впрочем, как выяснилось чуть позже, для изучения традиций страны не обязательно требуется специальный курс.

Обычный урок

Вниманию участников семинара было представлено несколько открытых уроков, в том числе и чисто духовной направленности, в ходе которых ученики начальных классов могли познакомиться с такими понятиями как совесть и раскаяния. Было и показательное занятие из курса основ православной культуры, на котором Александр Горбатов рассказывал  о сути причастия и роли его в жизни верующих. Однако из оглашенного перечня меня (в силу первого образования) больше интересовало занятие по английскому языку, которое проходило в 11 классе. Можно ли в рамках сугубо светского предмета,  преподнести основы православия? К тому же язык всегда - часть культуры народа, который на нем говорит. Есть ли, в таком случае, здесь место для патриотического воспитания?

Тема, которая была использована преподавателем - Ольгой Фокиной, позволила найти ответ на эти и другие вопросы. Основой для урока стало обсуждение монастыря Троице-Сергиевой Лавры. Это ведь так просто: на обычных уроках дети обсуждают британский собор святого Павла. Если заменить чужое сооружение российским, школьный курс нисколько не пострадает: детям придется освоить почти такой же набор слов и выражений, также нужно строить повествование, учиться задавать и отвечать на вопросы. А вместе с тем они получат знания об устройстве одного из самых знаменитых архитектурных комплексов нашей страны, познакомятся с историей России и наиболее знаменитыми личностями, которые посещали его в разное время. - Пусть лучше смогут рассказать англичанину про Троице-Сергиеву Лавру, чем повествуют ему про и так известные соборы Англии, - такое напутствие дал отец Александр. Такова наиболее краткая характеристика происходящего на уроке. И, если задуматься, этот, православный подход куда ближе к реальной жизни, чем светский.

Сам же урок был построен по классической схеме: задание для работы в группах, ответы у доски, обсуждение краткой электронной экскурсии, письменное задание, требующее знания усвоенного ранее материала. Некоторые ученики отвечают неуверенно, делают ошибки в речи, другие их опережают, словом, как на любом уроке в обычной школе. К концу занятия прихожу к выводу: за этих ребят, случись им действительно общаться с иностранцем, преподавателю стыдно не будет. - Это - далеко не самый сильный в языковом плане класс, - рассказала мне позже Ольга Фокина, - у воспитанников заметна тяга к точным наукам, физике, математике, в которых они добились больших успехов.

После этих слов захотелось увидеть больше таких же «не очень сильных» учеников во всех школах. Тем более что уровень знаний - одно. А отношение к учебе, которое уже формируется воспитанием - другое. Гимназисты хотят учиться - это качество очень ценно. И религиозная культура, как оказалось, не является помехой в обучении.

фотографии любезно предоставлены автором Андреем КЕДРИНЫМ.
Статья взята: http://gazeta.abakan.ru/node/4983