На протяжении трех лет ученики и преподаватели Православной гимназии имени святителя Иннокентия Московского, что в столице Хакасии, во главе с ее директором протоиереем Александром Горбатовым занимаются исследовательской деятельностью – сбором материалов, касающихся жизни священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского, который нес свое служение на Матурской земле в конце 20-х – начале 30-х годов минувшего столетия, а также сведений о Матурской монашеской общине.

В нынешнем году с 14 по 21 июля преподаватели и учащиеся Православной Гимназии имени святителя Иннокентия Московского совершили еще одну исследовательскую экспедицию в села Матур, Анчул, Верх-Таштып. Цель ее та же поиск новых материалов, связанных с последними годами жизни священномученика Амфилохия. Собирались также сведения о монахинях, прекратившего свое существование в 1926 году монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери, который находился в 78 верстах от Матура. После закрытия монастыря несколько монахинь перебрались в Анчул. Старожилы современного Анчула пока еще хранят память о некогда проживающих здесь монахинях.

Приход в селе Матур Таштыпского района считался самым восточным приходом Алтайской духовной миссии. Хотя территориально Матур относился к Минусинскому уезду, в церковном отношении он принадлежал Алтайской духовной миссии.

Свято-Троицкий храм в селе был построен и освящен святителем Макарием (Невским) в 1911 году. Богослужения здесь совершались на трех языках святитель Макарий служил на алтайском языке, отец Иоанн (Штыгашев) вел службу на шорском языке, а отец Владимир Кузьмин, священник из Аскиза на хакасском (сагайского наречия).

В 30-е годы Свято-Троицкий храм был беззаконно закрыт, здание отобрано под клуб, а впоследствии к нему пристроили дополнительное помещение для клуба.

Что касается женской монашеской общины, то точных сведений о месте ее расположения не было. В 1913 году в монастыре был освящен храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

Вообще, сведений, касающихся жизни и службы священномученика Амфилохия, немного. Мало было известно и о жизни монахинь. Поэтому директор Гимназии и ее воспитанники решили заняться поиском сохранившихся сведений. По крупицам они собирали факты, фотографии, фиксировали рассказы местных жителей. Сами неоднократно побывали в тех местах, где жили подвижники веры и благочестия. В результате исследований было обнаружено немало интересных исторических сведений.

Началась работа с поездки в Матур в 2014 году, а в прошлом году к экспедиции присоединились и красноярцы. Радость от того, что удалось найти хоть какие-то сведения о жизни монахинь и священномученика Амфилохия, переполняла и преподавателей гимназии, и детей, и гостей. Было принято решение продолжать сбор данных, которые впоследствии будут систематизированы и оформлены в единую исследовательскую работу.

Директор Православной гимназии имени святителя Иннокентия Московского протоиерей Александр Горбатов:
— Стоит отметить, что экспедиция наша носила четко выраженный церковный характер, потому что день у нас непременно начинался с молитвы и сопровождался молитвою в течение всего дня. Воскресный день был полностью посвящен молитве, то есть дети и преподаватели жили практически по монастырскому уставу – в 3 часа — полунощница, утром – утреня, часы прочитывались в течение всего дня – третий, шестой, совершалась обедница.

Храма нет, Литургии не было, но мы все равно пребывали в молитве. И в остальные дни молились. А на месте, где когда-то располагался монастырь, мы совершили благодарственный молебен. На месте погребения четырех последних монахинь совершили панихиду. Таким образом, всё в экспедиции непременно сопровождалось молитвой, и она была основой всех трудов. Дети учились исследовательской деятельности, — учились общаться с людьми, слушали хакасскую речь. Местные жители, как мы заметили, охотнее шли на контакт, когда с ними начинали говорить по-хакасски. Преподаватель истории Белла Ултургашева владеет хакасским языком, и это очень помогло нам.

Отец Александр рассказал, что родственники монахинь и сейчас живут в Верх-Таштыпе и Анчуле. Участники экспедиции пообщались с ними и даже сделали снимок с хранящейся у родственников уникальной фотографии, где священномученик Амфилохий запечатлен в полном архиерейском облачении.

Протоиерей Александр Горбатов:
— Жили мы в Верх-Таштыпе, а оттуда совершали поездки в сторону Матура, крестным ходом прошли на то место, где был монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Там же мы нашли старинный гвоздь 20-х годов, то есть тех времен, когда монастырь только строился.

В ходе экспедиции мы узнали, что в Ачинске в настоящее время живет сын Ирины Амзараковой, которая была сестрой монахинь. Именно у него хранятся все книги, некогда находящиеся у монахинь, а также иконы.

У дочерей женщины, которая ухаживала за своими сестрами-монахинями в последние годы их жизни, есть даже запрестольный крест.

А сколько было интересного общения! Хотя иногда и трудности приходилось переживать. Например, переправляться через реку Таштып, поскольку сам монастырь, дом, где жили монахини, находятся на другом берегу реки. После дождя вода поднимается, и кроме как на лодках, туда перебраться невозможно. Позднее мы и брод нашли.

Там мы обнаружили источник воды, который не замерзает даже зимой. Находится он рядом с местом, где был монастырь. Впрочем, монастырской постройкой это назвать трудно, это был обычный храм, а внизу, под горой, находился дом, где и жили сестры. То есть, после закрытия монастыря несколько монахинь перебрались в Анчуль. Это было в 1926 году, а уже в 1928 году сюда же прибыл священномученик Амфилохий. Никто не помнит, где именно он жил, но, скорее всего, где-то рядом с храмом.

После разрушения храма все жители ходили на другую сторону Анчуля, где стоял поклонный крест. Неподалеку от креста жил иеромонах Тимофей (Шулбаев). С ним же связаны интересные истории. Этот монах, где бы он ни был, всегда оставлял надпись «Здесь был иеромонах Тимофей (Шулбаев)». На поклонном кресте, на деревьях – везде. Как говорят местные жители, он даже дошел до Екатеринбурга, тогда Свердловска. Кто-то будто бы видел на столбе ту самую подпись «Иеромонах Шулбаев». Мы даже отыскали его фотографию. Мы также нашли фотографию Варвары Цивилевой, которая сопровождала Амфилохия и дом, в котором она проводила последние дни своей жизни. Кстати, удивительно, но Варвара Цевелева какое-то время жила в Абакане, недалеко от того места, где сейчас находится храм в честь Серафима Саровского.

Тот дом в Анчуле, где свои последние годы провели монахини, и сейчас не разрушен. Более того, в нем живет семья. Эта семья нашла в своем доме старые фото, в том числе, фото монахини Варсонофии.

— На Ваш взгляд, отец Александр, насколько значима проводимая Вами экспедиция. И для тех, кто принимает в ней непосредственное участие, и для истории?

Протоиерей Александр Горбатов:
— Когда мы читаем житие какого-либо святого, то человек, о котором мы читаем, становится нам родным и близким. От одного лишь прочтения. Мы же, имея в своей истории, истории Хакасии, таких людей, тоже должны меняться. Это можно сравнить с чтением Священного Писания — читая его каждый день, мы читаем и познаем его по-новому. Не потому что Писание меняется, а потому, что мы меняемся. И те, кто участвовал в экспедиции – менялись. Это чувствовалось. Внутреннее изменение самих участников экспедиции – это, наверное, самый важный результат.

Важно и то, что те сведения, которые мы собираем, необходимы для потомков. Люди должны знать о тех, кто преданно, несмотря на притеснения и лишения, хранили веру. Они жили в невыносимых условиях, но это не сломило их веру.

— Вы активно привлекаете к исследованию детей. Причем, экспедиции проходят вдали от благ цивилизации, в таежной местности. И это в наше-то время, когда многие привыкла к развлечениям, и не спешат покидать свой виртуальный мир.

— Вы знаете, мы побывали в том месте, где действительно нет связи — ни телефонной, ни Интернета. Дети отнеслись к этому совершенно спокойно, никаких переживаний не было. Это же природа! Это же красота! Мы побывали в горной, таежной местностях, купались в реке, по 10 км проходили. Там даже воздух другой.

На самом деле, все эти блага цивилизации, о которых вы говорите, не так уж нужны человеку. Прожили же мы неделю без телефона и интернета! И жизнь была очень насыщенной, душеполезной, даже несмотря на то, что экспедиция — это не только отдых, но и труд серьезный.

Соприкосновение с историей, молитвенное соединение с Богом, люди, с которыми мы познакомились, миссионерство — вот что действительно ценно. Мы обязательно продолжим исследование.

Пелагея Карина. Епархиальная газета "Доброе сокровище".