Протоиерей Александр Горбатов, директор ЧОУ «Православная гимназия имени святителя Иннокентия Московского».

Протоиерей Александр Горбатов со дня его основания является бессменным руководителем уникального для Республики Хакасия учебного заведения — ЧОУ «Православная гимназия имени святителя Иннокентия Московского».

Как директор школы, отец Александр придает большое значение формированию коллектива единомышленников и максимальному раскрытию потенциала каждого педагога, что не может не оказать положительное влияние на образовательно-воспитательный процесс. Огромное внимание уделяется повышению профессионального уровня учителей, находит финансовые возможности для курсовой переподготовки педагогов, вплоть до курсов федерального уровня Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре. Благодаря этому, каждый педагог в тесном сотрудничестве с родителями действительно находит и развивает таланты своих учеников: учащиеся занимают призовые места на конкурсных мероприятиях регионального и федерального уровня.

В летнее время под постоянной опекой отца Александра организуется благотворительный летний палаточный оздоровительный лагерь «Серафимова Обитель» на озере Большой Кызыкуль для 100 детей Республики Хакасия. Во время работы лагеря организуются занятия по Закону Божьему. Приветствуется совместное пребывание детей и родителей, организуются совместные мероприятия, походы, конкурсы. Все это ведет к улучшению взаимопонимания детей, родителей и педагогов, а также способствует созданию доверительной атмосферы в семье. Деятельность отца Александра не ограничивается стенами школы. Он также является руководителем отдела религиозного образования и катехизации Абаканской епархии, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского. Благодаря его неистощимой энергии в Республике Хакасия ежегодно организуются детские и взрослые Свято-Иннокентьевские чтения, конференция школьников «Церковнославянский язык — живой благодати родник». Несмотря на колоссальные объемы выполняемой работы, отец Александр находит время для участия в дискуссиях, форумах, конференциях, проведения регулярных религиозных просветительских программ на телевидении и радио.

В 2010 отец Александр стал лауреатом Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За разработку и проведение мероприятий в рамках Года молодежи». Имеющиеся награды: орден Русской Православной Церкви Иннокентия Московского III степени, медаль Абаканской и Кызылской епархии Евфимия Горячева I степени, медаль Меценаты России «За милосердие», благодарственное письмо Комитета по образованию Государственной Думы РФ за вклад в духовно- нравственное воспитание детей.

Шестнадцать лет в Республике Хакасия существует уникальное общеобразовательное учреждение – ЧОУ «Православная гимназия Свт. Иннокентия Московского». Уникальное в том плане, что опыта существования таких учебных заведений нет не только в Хакасии, но и в России. Современные православные школы появились в 90-е годы 20 столетия, и каждая идет своим опытным, тернистым путем. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Но свой путь, это не значит, что он ни на чем не основан. Есть богатейший опыт Церкви, традиции православного духовно-нравственного воспитания, но как все это применить в современных нам условиях секулярного общества, как отвечать на вызовы, которые преподносит мир, отказавшийся от Бога, это и есть опытный тернистый путь. Но, «если Бог за нас, кто против нас?». «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».

В «Записке о детском воспитании» святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, небесный покровитель нашей Гимназии писал: «Нынешния училища, не исключая и самых высших, просвещают и образуют только ум, а не ум и сердце вместе...». Поэтому изначально, открывая в 2001 году Православную Гимназию, по благословению Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Абаканского и Хакасского (тогда епископа Абаканского и Кызылского), главной задачей образовательной программы мы поставили «духовно-нравственное воспитание через обновление содержания образования», в чем мы и видим «просвещение ума и сердца вместе».

Для осуществления, поставленных целей и задач необходим прежде всего педагогический коллектив, отвечающий не только высокому профессиональному уровню, но и стремящийся к ис­тинной ре­лиги­оз­ности, ис­по­веду­емой не толь­ко умом и сло­вом, но сер­дцем и жизнью. Ибо педагог Православной Гимназии призван и в какой-то мере к апостольской миссии, миссии спасения детских душ в наше время сугубого индивидуализма и бессмысленной борьбы за достойное место в жизни. Православный педагог, осознавая свой учительский труд, как православное апостольское служение, должен стремиться не просто к взаимодействию друг с другом, а к единению.

"Отче Святый! сохрани их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино! Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:11.21-23).

В первосвященнической молитве Господь Иисус Христос просит Отца о том, чтобы между Его учениками, апостолами не просто не было разделений, а, чтобы они имели любовь друг к другу, имели одно мудрование и одно желание, и тогда их ничто не одолеет. «Ибо единодушие – вот их охрана», - так толкует эту молитву, блаженный Феофилакт Болгарский.

Единение, единодушие педагогического коллектива необходимо для создания в Гимназии и единого словесного образовательного пространства, то есть духовного поля совместной словесной деятельности и со бытия, то есть совместного проживания, без которого невозможно сформировать у детей православное мировоззрение. Одни уроки Основ православной веры (Закона Божия и церковнославянского языка) не решат этой главной задачи. Необходимо чтобы на всех уроках, у всех педагогов было единомыслие в мировоззренческих вопросах. Изучение любого предмета школьного курса должно основываться на православных принципах и методах познания человека, как образа Божия, исходя из данного ему Откровения о Боге и мира, который "является как бы зеркалом того, что находится сверх мира" (Cв. Григорий Палама "Беседы", т. 1, М.,1984, с. 58), есть «экран, на котором отпечатлены символы вечного бытия. Надо только уметь прочитывать эти символы... надо расшифровать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощренного глаза духовного и совершенно закрытую для непросветленного чувственного зрения" (Архимандрит Киприан (Керн) "Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996, с. 331-332). А критерием познания – видение красоты, которая в свою очередь является критерием истины. "То что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта) - красота." (О. Павел Флоренский, "Столп и утверждение истины", М., "Правда", 1990, с. 75).

Создание такого коллектива – сложнейшая задача! На это может уйти не один год. Ни все приходящие работать на поприще православной педагогической нивы остаются в Православной Гимназии. «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал
делателей на жатву Свою»
(Мф.9:37-38). И поэтому и не только, учебный день в нашей Гимназии начинается с молитвы. Утром, вся Гимназия, читает и поет, сложившееся правило в которое входят молитвы из утреннего правила, тропари, богослужебные песнопения на церковнославянском и греческом языке, в зависимости от периода церковного индикта. Молитва сопровождает учащихся в течение всего учебного дня: каждый урок начинается молитвой, псалмом или чтением отрывка из Евангелия, а заканчивается благодарственной молитвой. Можно сказать, что молитвой «сшиваются» все происходящие события, потому что молитва - это и слова, и сердечное делание, и общее дело.

Самое главное общее дело – это Литургия. Без литургической жизни нет Церкви, не может быть и православного воспитания. Божественная Литургия и служение должны представлять собой не просто благоприятный момент в жизни, но быть живоносной струей, преображающий всю жизнь, ее центр, основу, начало и конец. Для деятельного участия учащихся в литургической жизни Церкви, в Православной Гимназии ведется как предмет «клиросное пение», создан хор «Светилен» под руководством Штарк М.Г.- почетного работника общего образования России, который в 2016 году стал лауреатов III степени Всероссийского фестиваля «Поют дети России». Учащиеся гимназии посещают богослужения в воскресные и праздничные дни, неся различные послушания (клиросное, алтарное).

В своей педагогической деятельности Святитель Иннокентий Московский приучал детей избегать праздности и каждую минуту использовать для чего-то полезного не только для себя, но и для других. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10).

В Гимназии действует театральная студия «Светоч», где развиваются творческие способности детей и одновременно в деятельности студии мы видим и просветительское и миссионерское служение. В этом году студия «Светоч» со спектаклем «Горячее сердце» заняла I место на Республиканском конкурсе «Рождественское чудо». С этим спектаклем дети выступали в различных учебных заведениях Республики и воинской части.

Много и других проектов осуществляет Гимназия, которые направлены на духовное развитие, на «просвещение ума и сердца» детей. Это и «Беседы у Лампадки», паломничества, летние научно-исследовательские экспедиции, театральные уроки, это и конкурсы, и конференции, организуемые совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия: Детские Свято-Иннокентьевские чтения «Одаренные дети – будущее России», конференция школьников и студентов «Церковнославянский язык – живой благодати родник», конкурс чтецов стихотворений «Вифлеемская звезда», уповая на милость Божию и заступничество Святителя Иннокентия Московского.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28)

Тема урока: Культура Древнего Египта.

Класс: 5

Цель урока: Овладение целостными представлениями о культуре Древнего Египта.

Задачи урока:

Образовательные: определить цели создания и особенности древнеегипетской письменности, выяснить главные достижения египтян в науке, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве.

Развивающие: способствовать развитию умения работы с опорным конспектом, различными источниками информации.

Воспитательные: подойти к выводу о необходимости сохранения культурных достижений Древнего Египта, как достояния всего человечества.

Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений / урок-исследование.

Опорные понятия, термины: Пиктография, «иероглиф», астрономия, солнечный календарь, математика, медицина, литература, «Повесть о Синухете», архитектура, искусство, живопись, скульптура.

Оборудование: Учебник, проектор, экран, классная доска, опорный конспект.

Ожидаемые результаты:

Предметные: способность выделять главное при работе с опорным конспектом, освоение новых знаний по древнеегипетской истории.

Личностные: развитие интереса к освоению новых знаний по истории культуры Древнего Египта, как части мировой культуры, развитие умения слушать других и оценивать собственные знания и умения.

Метапредметные: развитие умения извлекать необходимую информацию для аргументации собственных выводов, способности решать творческие задачи.

Организационная структура урока

Тема урока: Природа и население Древней Греции.

Класс: 5

Цель урока: Овладение целостными представлениями о местоположении, природных особенностях и населении Древней Греции.

Задачи урока:

Образовательные: определить особенности географического положения Древней Греции, выяснить как географическое положение и климат повлияли на занятия жителей Балканского полуострова, активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии

Развивающие: способствовать развитию умения работы с исторической картой, контурной картой, опорным конспектом, различными источниками информации, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.

Воспитательные: подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей.

Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений / урок-исследование.

Опорные понятия, термины: Балканский полуостров, Олимп, Эпир, Фессалия, Фермопильский проход, Аттика, Беотия, Пелопоннес, Арголида, Лаконика, Эллада, ахейцы, дорийцы, ионийцы, диалект, койне.

Оборудование: Учебник, проектор, экран, классная доска, карта Древней Греции, атлас по истории Древнего мира, контурные карты, опорный конспект.

Ожидаемые результаты:

Предметные: способность выделять главное при работе с опорным конспектом, развитие умения работать с исторической картой, освоение новых знаний по древнегреческой истории.

Личностные: развитие интереса к освоению новых знаний по истории Древней Греции, как части мировой культуры, развитие умения слушать других и оценивать собственные знания и умения.

Метапредметные: развитие умения извлекать необходимую информацию для аргументации собственных выводов, способности решать творческие задачи.

Организационная структура урока

Тесты по истории Древней Греции