101.png

Шестнадцать лет в Республике Хакасия существует уникальное общеобразовательное учреждение – ЧОУ «Православная гимназия Свт. Иннокентия Московского». Уникальное в том плане, что опыта существования таких учебных заведений нет не только в Хакасии, но и в России. Современные православные школы появились в 90-е годы 20 столетия, и каждая идет своим опытным, тернистым путем. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Но свой путь, это не значит, что он ни на чем не основан. Есть богатейший опыт Церкви, традиции православного духовно-нравственного воспитания, но как все это применить в современных нам условиях секулярного общества, как отвечать на вызовы, которые преподносит мир, отказавшийся от Бога, это и есть опытный тернистый путь. Но, «если Бог за нас, кто против нас?». «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».

В «Записке о детском воспитании» святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, небесный покровитель нашей Гимназии писал: «Нынешния училища, не исключая и самых высших, просвещают и образуют только ум, а не ум и сердце вместе...». Поэтому изначально, открывая в 2001 году Православную Гимназию, по благословению Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Абаканского и Хакасского (тогда епископа Абаканского и Кызылского), главной задачей образовательной программы мы поставили «духовно-нравственное воспитание через обновление содержания образования», в чем мы и видим «просвещение ума и сердца вместе».

Для осуществления, поставленных целей и задач необходим прежде всего педагогический коллектив, отвечающий не только высокому профессиональному уровню, но и стремящийся к ис­тинной ре­лиги­оз­ности, ис­по­веду­емой не толь­ко умом и сло­вом, но сер­дцем и жизнью. Ибо педагог Православной Гимназии призван и в какой-то мере к апостольской миссии, миссии спасения детских душ в наше время сугубого индивидуализма и бессмысленной борьбы за достойное место в жизни. Православный педагог, осознавая свой учительский труд, как православное апостольское служение, должен стремиться не просто к взаимодействию друг с другом, а к единению.

"Отче Святый! сохрани их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино! Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:11.21-23).

В первосвященнической молитве Господь Иисус Христос просит Отца о том, чтобы между Его учениками, апостолами не просто не было разделений, а, чтобы они имели любовь друг к другу, имели одно мудрование и одно желание, и тогда их ничто не одолеет. «Ибо единодушие – вот их охрана», - так толкует эту молитву, блаженный Феофилакт Болгарский.

Единение, единодушие педагогического коллектива необходимо для создания в Гимназии и единого словесного образовательного пространства, то есть духовного поля совместной словесной деятельности и со бытия, то есть совместного проживания, без которого невозможно сформировать у детей православное мировоззрение. Одни уроки Основ православной веры (Закона Божия и церковнославянского языка) не решат этой главной задачи. Необходимо чтобы на всех уроках, у всех педагогов было единомыслие в мировоззренческих вопросах. Изучение любого предмета школьного курса должно основываться на православных принципах и методах познания человека, как образа Божия, исходя из данного ему Откровения о Боге и мира, который "является как бы зеркалом того, что находится сверх мира" (Cв. Григорий Палама "Беседы", т. 1, М.,1984, с. 58), есть «экран, на котором отпечатлены символы вечного бытия. Надо только уметь прочитывать эти символы... надо расшифровать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощренного глаза духовного и совершенно закрытую для непросветленного чувственного зрения" (Архимандрит Киприан (Керн) "Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996, с. 331-332). А критерием познания – видение красоты, которая в свою очередь является критерием истины. "То что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта) - красота." (О. Павел Флоренский, "Столп и утверждение истины", М., "Правда", 1990, с. 75).

Создание такого коллектива – сложнейшая задача! На это может уйти не один год. Ни все приходящие работать на поприще православной педагогической нивы остаются в Православной Гимназии. «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал
делателей на жатву Свою»
(Мф.9:37-38). И поэтому и не только, учебный день в нашей Гимназии начинается с молитвы. Утром, вся Гимназия, читает и поет, сложившееся правило в которое входят молитвы из утреннего правила, тропари, богослужебные песнопения на церковнославянском и греческом языке, в зависимости от периода церковного индикта. Молитва сопровождает учащихся в течение всего учебного дня: каждый урок начинается молитвой, псалмом или чтением отрывка из Евангелия, а заканчивается благодарственной молитвой. Можно сказать, что молитвой «сшиваются» все происходящие события, потому что молитва - это и слова, и сердечное делание, и общее дело.

Самое главное общее дело – это Литургия. Без литургической жизни нет Церкви, не может быть и православного воспитания. Божественная Литургия и служение должны представлять собой не просто благоприятный момент в жизни, но быть живоносной струей, преображающий всю жизнь, ее центр, основу, начало и конец. Для деятельного участия учащихся в литургической жизни Церкви, в Православной Гимназии ведется как предмет «клиросное пение», создан хор «Светилен» под руководством Штарк М.Г.- почетного работника общего образования России, который в 2016 году стал лауреатов III степени Всероссийского фестиваля «Поют дети России». Учащиеся гимназии посещают богослужения в воскресные и праздничные дни, неся различные послушания (клиросное, алтарное).

В своей педагогической деятельности Святитель Иннокентий Московский приучал детей избегать праздности и каждую минуту использовать для чего-то полезного не только для себя, но и для других. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10).

В Гимназии действует театральная студия «Светоч», где развиваются творческие способности детей и одновременно в деятельности студии мы видим и просветительское и миссионерское служение. В этом году студия «Светоч» со спектаклем «Горячее сердце» заняла I место на Республиканском конкурсе «Рождественское чудо». С этим спектаклем дети выступали в различных учебных заведениях Республики и воинской части.

Много и других проектов осуществляет Гимназия, которые направлены на духовное развитие, на «просвещение ума и сердца» детей. Это и «Беседы у Лампадки», паломничества, летние научно-исследовательские экспедиции, театральные уроки, это и конкурсы, и конференции, организуемые совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия: Детские Свято-Иннокентьевские чтения «Одаренные дети – будущее России», конференция школьников и студентов «Церковнославянский язык – живой благодати родник», конкурс чтецов стихотворений «Вифлеемская звезда», уповая на милость Божию и заступничество Святителя Иннокентия Московского.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28)